Красота, не подвластная времени

Дата публикации или обновления 25.12.2016
  • К оглавлению: Газета «Церковный вестник»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • К оглавлению - храмы Москвы.
  • Красота, не подвластная времени

    Храм Покрова Божией Матери на Рву в Москве, известный как храм святого Василия Блаженного, отметил 450-летие. К юбилею собора сотрудники Исторического музея открыли новую экспозицию, посвященную известным московским чудотворцам: Василию, Иоанну и Максиму юродивым. Редкие иконы и хоругви вызвали интерес не только специалистов, но и всех почитателей древнерусского искусства.

    Собор Василия Блаженного

    Собор Василия Блаженного в Москве — один из немногих храмов, точная дата освящения которого известна — 12 июля 1561 года. Как рассказала на презентации новой экспозиции заведующая филиалом исторического музея «Покровский собор» Татьяна Сарачева, надпись оставили для нас древние зодчие в центральной части собора, а нашли в конце 1950-х годов во время реставрации под слоями поздней росписи (она находится в церкви Покрова Божией Матери).

    Татьяна Сарачева провела для журналистов небольшую экскурсию: «Собор, который вы видите сегодня, выглядит так, как в середине XVII века. В нем было много изменений, в частности пристроена церковь святого Василия Блаженного и два крыльца». К юбилею сотрудники музея отреставрировали два придела — преподобного Варлаама Хутынского и Входа Господня в Иерусалим.

    Покровский собор

    Придел Варлаама Хутынского расписан так, как он выглядел в древности. В нем находится один из лучших иконостасов Покровского собора с иконами XVI века. А иконостас храма Входа Господня в Иерусалим датируется XVIII веком и содержит уникальную икону «Святой Александр Невский в житии» (XVII). В верхней части у окна храма реставраторы сохранили след от разорвавшегося снаряда, который попал в собор при обстреле Кремля в 1917 году.

    Новая экспозиция представлена в храме Василия Блаженного. Это покров на раку святого, вышитый в 1589 году сразу после канонизации юродивого и возведения над его захоронением церкви (1588). «Первый покров не сохранился, — уточнила Татьяна Сарачева, — так как храм был разграблен польскими завоевателями в период Смутного времени». Второй покров изготовили в мастерской царицы Ирины Годуновой, жены царя Федора Ивановича, которому Василий Блаженный предрек царствование. В экспозиции есть и вериги — венец, верижный крест и пояс, по преданию, принадлежавшие другому почитаемому московскому блаженному — Иоанну по прозвищу Большой Колпак.

    Впервые за последние 90 лет экспонируется редкая большемерная икона XVIII века «Спас Нерукотворный с предстоящими Максимом Блаженным и Максимом Исповедником». Ее сюжет основан на реальных исторических событиях — перенесении мощей Максима Блаженного из Московского Кремля в одноименную церковь на Варварке. Реставрация иконы длилась несколько лет и завершилась в 2011 году.

    Собор Василия Блаженного

    Впервые после сложной многолетней реставрации представлена двусторонняя хоругвь «Богоматерь "Умиление"» и «Преподобный Серафим Саровский». Она сделана из металла. Это уникальный памятник церковно-прикладного искусства 1904 года, изготовленный к 350-летаю начала строительства Покровского собора.

    «Почему в галереях собора такие узкие проходы, рассчитанные на одного человека?» — поинтересовался корреспондент ЦВ у главного архитектора проекта реставрации Татьяны Никитиной. «Таков был замысел архитекторов, — ответила она. — Этот собор никогда не был приходским храмом, в нем молилась элита российского государства. И постоянные богослужения проходили, как и сейчас, только в приделе Василия Блаженного».

    Татьяна Никитина обратила наше внимание на почти плоский кирпичный потолок из маломерного кирпича в западной галерее. Когда смотришь на него, непонятно, каким образом держится кирпич. В чем тут секрет? «Секрета никакого нет, мы давно знали об этом. Потолок не плоский, свод все-таки есть, хоть и небольшой, его кривизна 4-6 см, — улыбнулась главный архитектор, — непонятно другое: почему именно на этой галерее, когда в остальных местах потолки имеют заметную форму сводов». «Долгое время этот плоский потолок был скрыт от посетителей из-за аварийного состояния. Только весной этого года реставраторы укрепили свод и можно любоваться его красотой», — пояснила журналистам Татьяна Сарачева.

    Собор Василия Блаженного

    Она сообщила, что к 14 октября должны завершиться работы по реставрации последней церкви собора — придела просветителя Григория Армянского. В это же время состоится международная научная конференция, посвященная этому уникальному памятнику русского зодчества.


    Алексей Ордынский

    По материалам газеты «Церковный вестник» № 13 – 14 (458), 2011 год.

    В начало

     
    Rambler's Top100