Горельефные изображения Храма Христа Спасителя

Дата публикации или обновления 04.11.2021

К оглавлению - храмы Москвы

  • К оглавлению - «Храм Христа Спасителя».

  • Горельефы Храма Христа Спасителя. Левый угол Храма. Горельеф Рождество Христово

    1. Западная сторона, находящаяся между Москвой-рекой и улицей Волхонкой.

    В верхнем ряду, в большой средней арке, поясное изображение Христа Спасителя, благословляющего входящих в храм. В XIX в. исполнил А.В. Логановский; авторы воссоздания Ю.Г. Орехов, В.П. Мокроусов.

    По сторонам, в четырех малых арках: Св. Александр Невский, Святитель Николай Чудотворец, Св. Блаженный Николай Новгородский (27 июля - день рождения императрицы Марии Александровны) и Святая Праведная Елизавета (тезоименитство супруги Александра I Елизаветы Алексеевны). Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания В.П. Мокроусов.

    В нижнем ряду, при арке больших средних, врат: четыре ангела с простертыми крылами, держащие над срединою арки хартию с надписью: «Господь Сил с Нами» (Псал. XLV, ст. 12), и два ангелочка. Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания А.Н. Бурганов.

    При арках малых врат, справа - два ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно (в память Московского ополчения в 1812 году, имевшего вместо знамен церковные хоругви). Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания А.П. Семынин. При арках малых врат, слева - два ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест. Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания В.Е. Цигаль.

    При оконных арках порталов, справа - Архангел Иегудиил с венцом в руке и Архангел Варахиил с Цветком в руке.

    При оконных арках порталов, слева - Архангел Гавриил с лилией в руке и Архангел Уриил с пламенем в руке. Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания Ю.Г. Орехов.

    На углах Храма, справа - «Помазание Соломона на царство». Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания М.В. Переяславец.

    На углах Храма, слева - «Давид в окружении вельмож передает Соломону чертежи Храма».

    Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания Ю.А. Александров.

    Эта скульптурная композиция напоминает историю настоящего Храма: император Александр, как и Давид, дает обет соорудить Храм, но исполняет этот обет его преемник император Николай I.

    2. Южная сторона, обращенная к Москве-реке.

    Здесь размещены изображения Святых, в дни празднования памяти которых происходили битвы в 1812 г., а также священные изображения, имеющие отношение к событиям Отечественной войны 1812 года.

    В верхнем ряду, в большой средней арке - Смоленский образ Пресвятой Богородицы (в память того, что этот чудотворный образ в течение трех месяцев находился в русской армии, а накануне Бородинской битвы, по приказу Кутузова, был пронесен с молебном перед войсками). Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания Ж.М. Канканян.

    По сторонам, в четырех малых арках: Св. Роман Рязанский (в память сражения при Клястицах 19 июля 1812 г.; авторы воссоздания И.Т. Яворский, В.И. Кириллов), Св. Апостол Фома (в память сражения при Полоцке и Тарутине 6 октября 1812 г.), Св. Иоанн Креститель (в память сражения при Малоярославце 12 октября 1812 г.; автор воссоздания Г.Е. Шпичиневский), Св. Иона Архиепископ Новгородский (в память сражения при Красном 5 ноября 1812 г.; автор воссоздания М.М. Левинская).

    В XIX в. вышеперечисленные тондо исполнил Логановский.

    В нижнем ряду, при арке больших средних врат: «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» (автор воссоздания В.Э. Горевой).

    При арках малых врат, справа - Варак (автор воссоздания A.M. Ковальчук) и Деворра (копия сохранившегося подлинного горельефа, находящегося в Донском монастыре; далее везде - Донской монастырь).

    При арках малых врат, слева - Моисей (автор воссоздания И А. Козлов) и Мариам (Донской монастырь).

    Эти ветхозаветные события напоминают нам, что и слабый, но истинно верующий и надеющийся на помощь Божию никогда не погибнет, как это доказывает история Деворры и Барака, победивших при помощи Божией сильнейшего врага, и история Моисея, освободившего евреев от ига египетских фараонов.

    В XIX в. вышеперечисленные скульптурные композиции исполнил А.В. Логановский.

    При оконных арках выступов, справа - Преподобный Варлаам Хутынский (сражение при Красном 6 ноября 1812 г.) и Св. Благоверный князь Гавриил Псковский (граф Витгенштейн, прикрыв путь от Двины к Новгороду и Пскову, защитил от неприятеля нашу северную столицу. Псковское купечество, желая выразить графу как защитнику Пскова свою признательность, поднесло ему образ Св. Гавриила Псковского. У Св. Гавриила на мече надпись: «Чести моей ни кому не отдд.и». Слева - Преподобные Антоний и Феодосиий Печерские (авторы Л.Н. Матюшин и В.А. Евдокимов).

    На углах храма: справа - Авраам с союзниками, возвращающийся после победы над царями и встречаемый Мелхиседеком (Донской монастырь); слева - Давид, идущий в Иерусалим после победы над Голиафом и встречаемый сонмом жен. Эти композиции явились символом победного завершения Отечественной войны 1812 года, напоминая о триумфальном возвращении в Россию Александра I.

    3. Восточная сторона, обращенная к Кремлю.

    Этот фасад обращен к Кремлю, сердцу России, здесь представлены русские национальные святые-заступники и молитвенники за родную землю, защитники от внешних врагов и два важнейших события из жизни Иисуса Христа.

    В верхнем ряду, в средней арке: Владимирский образ Божией Матери в память Бородинской битвы, произошедшей 26 августа, в день празднования этой величайшей святыни Древней России (исполнил Н.А. Рамазанов, автор воссоздания Ю.Г. Орехов).

    По сторонам, в четырех малых арках: Св. Царица Александра (авторы воссоздания Н.К. Салыгов и Н.И. Опиок), Св. Мария Магдалина (автор воссоздания Ю.Г. Орехов), Св. Анна Пророчица (автор воссоздания М.Л. Ногин) и Св. Великомученица Екатерина (авторы воссоздания И.П. Пономарев и А.Н. Протворов). В XIX в. исполнил Н.А. Рамазанов.

    В нижнем ряду при арке больших средних врат: Святители Петр и Алексий Московские в архиерейских облачениях, держащие Евангелие (авторы Т.Н. Коленков и Я.Л. Куприянов). Св. Петр держит хартию с изображением Московского Успенского Собора, позади два диакона. Св. Алексий благословляет модель церкви Св. Архангела Михаила, позади него два диакона держат рипиды. Исполнил П.К. Клодт, авторы воссоздания Т.Н. Коленкова и Я.Н. Куприянов.

    При арках малых врат, справа - Святитель Стефан Пермский в архиерейском облачении, с хартией пермского письма, им изобретенного, и Преподобный Сергий с молитвенным выражением, в монашеской мантии и епитрахили. Исполнил П.К. Клодт, авторы воссоздания Т.М. Соколова и Е.Б. Преображенская.

    При арках малых врат, слева - Святители Иона и Филипп Московские в архиерейских мантиях.

    Исполнил П.К. Клодт; автор воссоздания К.Ю. Александров.

    При оконных арках портала, справа - Преподобный Никон Радонежский и Преподобный Иосиф Волоколамский. Исполнил Н.А. Рамазанов; авторы воссоздания Т.Н. Соколова и И.П. Казанский.

    При оконных арках портала, слева - Св. Благоверный князь Михаил и боярин его Феодор Черниговские - мученики, почивающие в Архангельском Соборе. Исполнил П.К. Клодт; авторы воссоздания Я.С. Любимов и Б.И. Дюжев.

    На углах Храма, справа - Воскресение Христово. Исполнил Н.А. Рамазанов; автор воссоздания И.М. Рукавишников.

    На углах Храма, слева - Рождество Христово (Поклонение пастырей). Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания В.А. Го-ревой.

    Над серединою арки - два ангела держат Евангелие. Исполнил П.К. Клодт; автор воссоздания А.В. Цигаль.

    4. Северная сторона, обращенная на Волхонку к Музею изобразительных искусств.

    Здесь изображены просветители веры Христовой в России, хранители этой веры от врагов и помощники в битвах.

    В верхнем ряду, в большой средней арке: Иверский образ Пресвятой Богородицы.

    По сторонам, в четырех малых арках: Св. Мученик Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813 г.), Св. Мученик Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813 г.), Св. Григорий Двоеслов (поход к Парижу 12 марта 1814 г.) и Св. Мученик Хрисанф (взятие Парижа 19 марта 1814 г.). Образа Св. Иоанна Предтечи, Св. Мученика Лавра, Св. Григория Двоеслова, Св. Мученика Хрисанфа и Св. Ионы Новгородского были заказаны академику Иванову, но вследствие его смерти закончены профессором А.В. Логановским по рисункам и моделям академика Иванова. Автор воссоздания А.Н. Курганов.

    В нижнем ряду, при арке больших средних врат: Св. Апостолы Петр и Павел и четыре Евангелиста. Исполнил А.В. Логановский; автор воссоздания В.Х. Думанян.

    При арках малых врат, слева - Св. Равноапостольный Благоверный князь Владимир и Св. Благоверная княгиня Ольга. Исполнил П.К. Клодт, авторы воссоздания К.К. Константинов и В.Б. Доброхотова.

    При арках малых врат, справа - Равноапостольный царь Константин и Мать его царица Елена.

    Исполнил П.К. Клодт; автор воссоздания Д.Н. Тугаринов.

    При оконных арках порталов, справа - Св. Апостол Андрей, с которым церковное предание связывает проповедь на горах Киевских (автор воссоздания А.Г. Франгулян), и Св. Великомученик Георгий (Донской монастырь). Исполнил П.К. Клодт. При оконных арках порталов, слева - Св. Благоверный князь Даниил Московский и Св. Савва Звенигородский. Исполнил Н.А. Рамазанов; автор воссоздания A.M. Белашов.

    На углах Храма, справа - Св. Преподобный Сергий благословляет Великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву и дает ему двух иноков, Пересвета и Ослябю (Донской монастырь).

    На углах храма, слева - Св. Преподобный Дионисий Троицкий архимандрит благословляет князя Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы от поляков (автор воссоздания А.И. Рукавишников). Троице-Сергиевская лавра в XVII веке была центром, вдохновившим русский народ на борьбу с польско-литовскими оккупантами, а Дионисий вместе с Авраамием Палициным стали духовными вождями нации. В XIX в. исполнил А.В. Логановский. Все горельефы нижнего пояса отлиты из бронзы.

    Далее: Врата Храма Христа Спасителя

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос