Исследования полигона Бутово

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • К оглавлению: «Бутовский полигон. Русская голгофа. 1937-2007»
  • Храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове в разделе Православные храмы Москвы.
  • Собор новомучеников в Бутове пострадавших.
  • Бутовский Крест.

  • С первых же дней после передачи территории полигона Русской Православной Церкви производились комплексные историко-археологические, геоботанические и геоморфологические исследования с целью выявления расположения погребальных рвов. Одним из направлений работы явились геофизические исследования — эффективный способ вести поиск мест захоронений без нарушения почвенного покрова. Научные сотрудники МГУ и Центра электромагнитных исследований провели здесь опытные работы, используя магниторазведку, георадарное зондирование и электроразведку. Была выявлена серия аномалий, наиболее интенсивные из них в основном совпадали с местами захоронений, которые были указаны на схеме, составленной сотрудниками ФСБ. Однако результаты всех предварительных исследований могли быть обуви, по огнестрельному оружию, судебно-медицинский эксперт и другие окончательно подтверждены только археологическими исследованиями.

    В августе 1997 г. было вскрыто погребение на площади около 12,5 кв.м. Благословение на небольшой пробный раскоп дал Святейший Патриарх Алексий II. К археологическим работам были привлечены специалисты высокого класса: несколько археологов, археолог-тафолог, антрополог, специалисты по промышленным тканям и специалисты.

    В траншее, заложенной южнее храма, на глубине около полутора метров открылись фрагменты одежды, а несколько глубже — человеческие останки...

    Кому хоть раз довелось спуститься в погребальный ров на Бутовском полигоне, тот никогда этого не забудет. Вповалку, вперемежку, как в каком-то могильнике для скота, здесь лежали останки тех, кто был безвинно и безнаказанно убит. Сплетясь неразрывно, лежали пострадавшие за веру и богохульники-атеисты, неграмотные крестьяне и ученейшие люди своего времени, чьи труды и открытия, может быть, просветили и облагородили бы мир.

    Археологи вскрыли погребение, которое было произведено поздней осенью или зимой. Поверх тел здесь была набросана груда одежды и обуви: пальто, какая-то брезентовая ткань, кепки, сапоги, валенки, туфли, галоши. Среди курток одна была женская, европейского покроя; на одной из найденных галош обнаружено клеймо 1935 г. фабрики «Красный богатырь». На поверхности погребения лежало пять резиновых перчаток с вывернутыми наружу пальцами. Их, очевидно, сняли с рук и бросили в ров сразу после сделанной работы. В земле тут и там попадались осколки бутылочного стекла.

    На открытой части захоронения антропологи насчитали останки 59 человек. Всего же в этой части раскопа было зарыто в три-пять ярусов около 150 человек. Если допустить, что все бутовские рвы заполнены подобным образом, и если их реальная протяженность совпадает с протяженностью, указанной на схеме ФСБ, общее число погибших здесь может составить от 70 до 90 тыс. человек. Но это, конечно, только предположение.

    По мнению судмедэксперта «все тела были сброшены в ров или непосредственно после смерти, или в течение 8 — 10 часов после наступления смерти — одномоментно». Странным показалось почти полное отсутствие следов огнестрельных ранений. Правда, раскопки, по предварительной договоренности, проводились чрезвычайно деликатно — по возможности, без смещения с места человеческих останков. Только на четырех черепах были «обнаружены огнестрельные повреждения, причиненные пулями калибра от 7 до 8 мм». «Среди стандартного оружия этому интервалу отвечает калибр 7,62 мм, принятый для револьверов типа "Наган" (с семью пулями), пистолетов "11", пистолетов-пулеметов, винтовок и пулеметов под винтовочный патрон», — говорилось в официальном отчете специалистов. — «Входные отверстия от выстрелов располагались в затылочной области, выходные — в области лба или темени... Ранения черепа, на котором обнаружены входные и выходные отверстия, были причинены автоматической очередью из двух выстрелов с расстояния не более метра. На одном из черепов имеется перелом левой теменной кости, который явился следствием удара тупым твердым предметом; перелом возник либо прижизненно, либо вскоре после произведения выстрела». Видимо, не все выстрелы оказывались смертельными; подающих признаки жизни потом добивали. Должно быть, как и в других подобных захоронениях, некоторые были закопаны живыми. Обнаруженные при раскопках колья, вбитые в дно рва, играли какую-то роль в упорядочении пространства погребения.

    Храм во имя Новомучеников и Исповедников в Бутово
    Храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове.

    Последние дни раскопок 1997 г. пришлись на раннюю осень. Было тепло и тихо. Шелестела под ветром чуть тронутая желтизной листва. Казалось, мир и Божие благоволение разливались повсюду — на земле и на небе. А взгляд не отрывался от ямы, которая разверзалась у ног, точно бездна. Это был настоящий ад, созданный на земле самими людьми вопреки всем законам Божиим и человеческим.

    Позднее в дополнение к раскопкам в архиве был обнаружен документ, косвенно подтверждающий факт применения в Бутове различных видов оружия, включая автоматическое. Найден приказ НКВД за 1940 г. — о назначении полковника госбезопасности И.Я.Ильина ответственным по стрельбам сотрудников ГТУ НКВД. Тренировки проходили в Мытищах на стрельбище «Динамо», где отрабатывалась стрельба именно из тех видов оружия, что использовались при расстрелах в Бутове. Примечательно, что подпись И.Я.Ильина (тогда майора госбезопасности) стоит под многими актами о приведении в исполнение приговоров на Бутовском полигоне — с октября 1937-го по июль 1938 u.

    Профессионалы считают, что опознание тел возможно. Но это очень трудоемкий, долгий и дорогостоящий процесс. Пока нет единого мнения, нужно ли тревожить эту гигантскую братскую могилу. Хотя тот, кто видел, что творится в глубине рвов, никогда не назовет это захоронением. Все убиенные на Бутовском полигоне не похоронены по сей день.

    Археологические исследования на почве продолжались и в последующие годы, будут продолжаться и впредь. На сезон 2003 г. выявлено 13 рвов, расположенных довольно-таки хаотично: меридиональных — в направлении с запада на восток и диагональных — в направлении с северо-запада на юго-восток. Выявленные рвы были отмечены резными деревянными столбиками с протянутыми между ними канатами. На рвах высажены цветы.

    В годы, предшествовавшие опубликованию правды о Бутовском полигоне, здешний поселок представлял собой довольно унылое зрелище. Единственная улица его, словно в насмешку названная Юбилейной, состояла из нескольких безликих строений. Все постепенно разрушалось. Жизнь словно уходила отсюда. Сначала была закрыта школа, затем баня, которая и раньше-то работала лишь раз в неделю. Закрыли медпункт, аптечный ларек, магазин.

    Телефон, существовавший здесь с начала века, стал собственностью исключительно НКВД. Затем отменили рейсовый автобус, следовавший от железнодорожной станции мимо Бутовского полигона до Боброва. В поселке НКВД доживали свои век безвестные старики, бывшие свидетелями, а часто и участниками трагических событий 1930-1950 гг. Долгие годы эти люди не шли ни на какие контакты с посторонними. Любые, самые осторожные расспросы о жизни полигона в годы репрессий пресекались ими в самой грубой форме. Один за другим уходили из жизни очевидцы, которые могли бы что-то рассказать о Бутовском полигоне, «Коммунарке», Сухановской тюрьме. А те, что были живы еще и могли бы что-то бесценное нам поведать, молчали, боялись, что все вернется на круги своя. Лишь постепенно, с годами, стали устанавливаться некоторые контакты между теми, кто жадно искал правду и теми, кто хотел ее непременно скрыть и забыть. Теперь никого из свидетелей тех лет уже не осталось в живых. Свои горькие тайны они унесли с собой.

    В момент передачи полигона Церкви территория Бутовского захоронения находилась в очень запущенном состоянии. Лесная часть ее заросла густым подлеском с большим количеством сухостоя и валежника. Северная часть была завалена всевозможным мусором: от чернильных пузырьков и диванных пружин до бетонных блоков. На месте бывшего барака, чуть севернее современного храма лежали груды металлолома: кассеты от кинопленок, огромные кухонные плиты, трубы и т.д. Восточная часть территории с молодым садом была отделена рядом сараев, построенных жителями бывшего полигоновского поселка в 1960-х гг.; забор, окружающий сараи, стоял прямо на погребальном рве. В довершение всего, на большой части территории были такие заросли борщевика, что через них, как через джунгли, приходилось прорубаться топором.

    С появлением храма на Бутовском полигоне жизнь и даже облик поселка стали заметно меняться. На богослужения и поминальные службы приезжало все больше народу. Сначала на территорию полигона можно было попасть только по субботам и воскресеньям с 11 до 16 ч. Но в 1995 г. охрану сняли, и территория захоронения стала доступна в любое время. В памятные, поминальные дни стали совершаться молебны и панихиды, в том числе и архиерейским чином.

    Год спустя нагрянула беда. Не считаясь ни с чем, районные власти начали в мемориальной зоне будущего памятника истории строительство жилищного комплекса Ново-Дрожжино-2. Многоэтажный дом был заложен буквально в десятках метров от места захоронений.

    Членом общества «Мемориал» Л.Г.Новаком была тогда развернута деятельность по прекращению строительства, в которой активное участие приняла община храма. На имя руководителей Москвы были направлены депутатские запросы, письма от представителей общественности, и были получены ответы: строительство ведется вне захоронения. Только после обращения Святейшего Патриарха на имя мэра Москвы Ю.М.Лужкова о недопустимости возведения жилья на этом святом месте летом 1996 г. строительство было остановлено.

    Большую помощь по прекращению строительства поселка Ново-Дрожжино-2 оказали ныне покойные заместитель главного архитектора Москвы О.А.Заленский и руководитель проектной мастерской «Юг-Пригород» А.Г.Шабельников. В 1997 г. по заказу Правительства Москвы были подготовлены «Проектные предложения по созданию мемориального комплекса в районе пос. Ново-Дрожжино...». В них рассматривалась территория основных мест захоронений, бывшей усадьбы Дрожжино-Бутово и поселка НКВД. В следующем 1998 на средства Правительства Москвы была заново асфальтирована и благоустроена дорога, ведущая от Варшавского шоссе к Бутовскому полигону. По отремонтированной дороге пущен рейсовый автобус № 18 с конечной остановкой «Бутовский полигон». Расписание автобусов соответствовало времени начала и окончания храмового богослужения в Бутове.

    В 2000 г. по заказу Правительства Москвы Государственным предприятием «Научно-исследовательский институт генерального плана г. Москвы» был разработан «Проект зон охраны памятника истории "Бутовский полигон"». А год спустя, 9 августа 2001 г., постановлением Правительства Московской области Бутовский полигон был объявлен памятником истории и культуры местного значения. Площадь памятника истории включает в себя: территорию, где сосредоточены основные выявленные захоронения (собственно «полигон») и храм Святых новомучеников и исповедников Российских, территорию бывшей усадьбы Дрожжино-Бутово с парком, сельским кладбищем и прудами на реке Гвоздянке и значительный участок Бутовского лесопарка. Вместе с охранными зонами общая площадь памятника истории составляет около 3 км . С запада его территория ограничена Варшавским, с востока — Симферопольским, с севера — Расторгуевским шоссе, с юга — территорией тепличного комплекса совхоза им. XXI съезда КПСС и правым берегом поймы реки Гвоздянки. Почти вся эта территория принадлежала в 1930 —1950-х гг. ведомству ОГПУ-НКВД, а ныне стала заповедной. На территории памятника истории запрещено какое-либо новое строительство, кроме необходимого для раскрытия мемориального содержания памятника, а также любая хозяйственная деятельность, ведущая к искажению исторического облика и природного ландшафта местности.

    Напротив, планируется сохранение, реставрация и, по возможности, восстановление утраченных элементов исторической застройки и парковой планировки рубежа XIX-XX веков.

    После проведенного в 2000 г. ремонта первого этажа здания бывшей школы НКВД-КГБ, в зале, служившим прежде киноклубом, стали проводиться выставки, посвященные пострадавшим на Бутовском полигоне. Были представлены материалы о жизни и творчестве убиенных в Бутове талантливых художников — В.А.Комаровском и В.С.Тимиреве; о пострадавших за веру видных иерархах и священнослужителях Русской Православной Церкви — епископе Арсении (Жадановском), священномучениках Владимире Амбарцумове, Петре Петрикове и других. Особенно богатый материал представлен на открывшейся 11 декабря 2003 г. выставке: «Жизнь и труды священномученика Митрополита Серафима (Чичагова). К 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского». Там же, в выставочном зале, сотрудники храма и созданного при нем в 2002 г. Мемориального научно-просветительского общественного центра «Бутово», неоднократно организовывали показ фильмов о Бутовском полигоне и о судьбах пострадавших здесь людей. Сотрудники Центра проводят работу по сбору и систематизации данных о пострадавших на Бутовском полигоне, и на основе этих материалов подготавливают тематические выставки и презентации, встречаются с родственниками пострадавших, проводят экскурсии по Бутовскому полигону.

    В соответствии с решением постоянной объединённой коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области от 1 декабря 2004 г. по благоустройству Бутовского полигона в следующем 2005 был проведен целый комплекс оформительских работ. Так, погребальные рвы, прежде обнесенные деревянными столбиками, теперь приобрели вид могильных холмов. Дорожки, более походившие на лесные тропинки, теперь посыпаны бледно-розовым песком. Посажен кустарник, место первой Божественной литургии у Креста-Голгофы и пространство вокруг храма выложены плитками, сквозь которые озорно пробивается молодая трава. Это символизирует победу новой жизни над призраками прошлого.

    Далее: Строительство храма на Бутовском полигоне.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос