История Антиохийской

православной церкви

Дата публикации или обновления 04.11.2016
  • К оглавлению - храмы Москвы.
  • Антиохийская Православная Церковь в статьях «Поместные и Автономные Православные Церкви и их Предстоятели».
  • История Антиохийской православной церкви.

    Антиохийская православная Церковь (официальное название в документах на арабском в переводе на русский язык — Греческий Православный Патриархат Антиохии и всего Востока) — автокефальная поместная православная Церковь, имеющая третье место в диптихе автокефальных поместных Церквей. Один из 4-х древних Восточных патриархатов Вселенской Церкви. По преданию, основана около 37 года в Антиохии апостолом Петром и апостолом Павлом. С 451 года — Патриархат. Из Антиохийской церкви вышли святые подвижники и поборники православия: свт. Иоанн Златоуст, родившийся в Антиохии и бывший там пресвитером до призвания на Константинопольскую кафедру; прп. Иоанн Дамаскин (ск. в 780 году); прп. Иларион Великий (ск. в 371 году; память — 21 октября) — основатель монашества в Палестине и многие другие.

    Юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; также ряд епархий в Европе, Северной и Южной Америках, Австралии.

    Полный исторический титул предстоятеля Антиохийской церкви: Блаженнейший Патриарх Великой Антиохии, Сирии, Киликии, Месопотамии и всего Востока.

    История

    I век — начало VII века

    Основателями Антиохийской церкви традиционно считаются Петр и Павел, о чём свидетельствуют многие церковные писатели (Евсевий Кесарийский, св. Иоанн Златоуст, Блаженный Иероним, св. Лев I Великий). Вскоре после этого Церковь вступает в эпоху гонения на христиан, которое длилось вплоть до 324 года, когда император Константин Великий, открыто покровительствовавший христианству, разгромил правившего на Востоке императора Лициния, объединив под своей властью всю империю. К этому же времени относится и начало распространения ереси арианства. Это вызвало раскол, длившийся до 381 года.

    В IV веке в Сирии появляется монашество. В отличие от египетского, сирийское монашество на первых этапах было менее замкнутым: монахи вели миссионерскую проповедь среди язычников, активно занимались благотворительностью. В V веке возникает столпничество — уединение отшельника на горном утесе или на столпе.

    В конце V — начале VI века Антиохийская церковь была ослаблена несторианской и монофизитской смутами: в епархиях Междуречья и Персии возникает несторианский католикосат; в Армении — монофизитский Армянский; в Сирии, параллельно с православными, монофизиты также создают свою церковную структуру — так называемую Сиро-яковитскую церковь.

    VII—XVI века

    С 637 года Сирия попала под власть арабов. Положение православных сильно осложнилось: с одной стороны, арабы в них видели «неверных» и союзников Византии, с другой стороны в самой Византии в VII веке возникла ересь монофелитства. Антиохийские патриархи вынуждены были жить в изгнании в Константинополе, а после кончины Георгия II (ок. 702 года) прервалась и эта линия. Лишь в 742 году халиф Хишам разрешил избрать на Антиохийскую кафедру сирийского монаха Стефана с условием его полной лояльности. Сотрудничество с мусульманскими властями порой превышало всякие пределы. Так, например, патриарх Иов сопровождал арабскую армию в походе на Аморий (838 год) и уговаривал сдаваться византийские крепости властям. Византийский император Никифор II Фока (963—969), одержав ряд побед над арабами освободил Антиохию и ряд других территорий Однако военные неудачи мусульман усилили межконфессиональную напряженность: каждый триумф Никифора провоцировал погромы христиан в Палестине и Сирии.

    Одной из жертв этих гонений стал Антиохийский патриарх Христофор, убитый в 967 году. Византийский период, продолжавшийся до 1084 года, стал эпохой возрождения Патриархата. Но в декабре 1084 года, в ходе внезапного удара, турки-сельджуки овладели Антиохией. Само по себе установление сельджукского владычества на Ближнем Востоке в конце XI века не повлекло за собой заметного ухудшения социального статуса местных христиан. В большей степени они страдали, как и остальное население, от политической нестабильности в Сирии, бесконечных войн небольших эмиратов, насильственных разделов и переделов территорий. В 1097 году в Восточном Средиземноморье появились крестоносцы. Патриарх Иоанн Оксита в 1100 году был изгнан из Антиохии, а на его место поставлен латинский прелат Бернард из Валенсии. Латинские патриархи вскоре начали замещать православных епископов католиками на завоёванных территориях.

    Антиохийская кафедра вынуждена была находиться в эмиграции в Константинополе. Из эмиграции Патриарх возвратился в 1269 году. К 1291 году крестоносцы утратили свои последние владения на Востоке. Однако христиане, составлявшие в XI веке едва ли не половину населения Сирии и Палестины, через 200 лет были почти полностью уничтожены, превратившись в небольшие группы местного населения.

    В 1342 году, кафедра была перенесена в Дамаск, где пребывает по сие время.

    XVI—XIX века

    В 1517 году Дамаск был захвачен Османской империей и Антиохийский Патриарх оказался под административным началом Константинопольского Патриарха. В Сирии Церковь была обложена специальным налогом для немусульман, для скорейшего уплаты которого турки иной раз подвергали тюремному заключению даже митрополитов или Патриархов. В то же время православная община не подвергалась целенаправленным религиозным гонениям, в арабских провинциях Османской империи не отмечено случаев массовой или насильственной исламизации.

    Единственный период преследования православных на Ближнем Востоке связан с Греческим восстанием 1820-х годов, когда Антиохийскому Патриарху Серафиму едва удалось избежать казни.

    По разным оценкам, численность православных в Антиохийском Патриархате в середине XIX века достигала 60-110 тыс. (около 8-9 % от всего населения Сирии).

    В 1860 году сирийских христиан постигла трагедия, когда в Дамаске в ходе резни и погрома была уничтожена значительная часть христианской общины города и разрушены все церкви.

    В 1898 году российская дипломатия, при активном участии Императорского Православного Палестинского общества, сумела добиться избрания араба-сирийца на патрийрший престол, с последующим вытеснением греков из иерархии. В апреле 1899 года был избран первый патриарх-араб Мелетий Думани. Практика избирания Антиохийского патриарха из православных арабов с тех пор сохраняется.

    Новейшая история

    По Лозаннскому договору 1923 года часть территории Антиохийской православной церкви — Киликия, Шанлыурфа и Мардин — оказалась в составе Турецкой республики; по соглашению с Грецией об обмене населением все православные были депортированы из этих районов, несмотря на их протесты и заявления, что они арабы, а не греки. Накануне начала Второй мировой войны французские власти передали Турции район Александретты, в котором находится Антиохия. Эта акция (до сих пор официально не признанная Сирией) ухудшила положение местного христианского населения.

    В 1972 году был принят ныне действующий Устав Антиохийской православной церкви.

    Современное состояние

    До сих пор — одна из беднейших Церквей, хотя ныне имеет 22 епархии и около 400 храмов, в том числе в Америке. Богослужение совершается на греческом и арабском языках.

    Предстоятель с 1979 года — Блаженнейший Игнатий IV (в миру — Хазим); резиденция — в Дамаске.

    Современное устройство в Северной Америке

    Первым православным епископом, хиротонисанным в Северной Америке, был Рафаил (в миру — Rafla Hawaweeny; 1860—1915) Бруклинский, рукоположенный в 1904 году епископом Тихоном (Белавиным) для окормления Сиро-арабской миссии. Епископ Рафаил прославлен в лике святых Синодом Американской Православной Церкви в марте 2000 года; в торжестве прославления в мае того же года принимали участие епископы Антиохийской Митрополии.

    Со смертью епископа Рафаила 27 февраля 1915 года и революцией в России, вызвавшей церковную смуту в Северной Америке, сиро-арабские члены православной Церкви в Северной Америке частью вошли в русскую Североамериканскую Митрополию, частью — в прямую юрисдикцию Антиохийского Патриархата.

    24 июня 1975 года митрополит Филипп (Салиба) антиохийской архиепархии Нью-Йорка и м-т Михаил (Шахин) антиохийской архиепархии Толедо (Огайо) подписали Статьи о воссоединении — документ, восстановивший административное единство среди антиохийских православных в США и Канаде; 19 августа 1975 года Статьи были утверждены Синодом Антиохийского Патриархата.

    Митрополии Антиохийского Патриархата в Северной Америке в октябре 2003 года Синодом Антиохийской Церкви была даровано самоуправление (не автономия); викарные епископы митрополии были возведены на степень епархиальных.

    В настоящее время имеет 7 архиереев и более чем 400 священнослужителей в 238 храмах в США и Канаде.

    В начале XXI века наблюдается тенденция перехода целых протестантских общин в состав викариата западного обряда Антиохийской церкви. В настоящее время насчитывается несколько десятков храмов, перешедших от англиканства, харизматов и др.

    Антиохийская митрополия в США — член Постоянной Конференции канонических православных епископов в Америках (The Standing Conference of the Canonical Orthodox Bishops in the Americas).

    Источник: Википедия.
    В начало

    Купить книги оптом или мелким оптом
     
    Rambler's Top100