Второй епископ елецкий

архимандрит Митрофан

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

  • Второй епископ елецкий архимандрит Митрофан (в миру Михаил Александрович Землянский)

    Вторым елецким епископом стал архимандрит Митрофан (в миру Михаил Александрович Землянский, 1863— 1914). Он родился в С.-Петербургской губернии в семье священника. По окончании С.-Петербургской духовной семинарии в 1884 г. поступил надзирателем в Александро-Невское духовное училище. В 1887 г. рукоположен в священника и определён к церкви Михайловского погоста Новоладожского уезда С.-Петербургской епархии. Спустя год после неожиданной смерти жены (1890 г.) он поступил в Петербургскую духовную академию, которую и окончил в 1895 г. В течение своей академической жизни о. Михаил состоял членом-проповедником Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви, в коем качестве привлёк к себе немало слушателей, в числе которых были и старообрядцы.

    В 1895 г. пострижен в монашество с именем Митрофан, в следующем назначен в Московское Заиконоспасское духовное училище помощником смотрителя, а через полгода — смотрителем. В 1897 г. перемещён преподавателем в Новгородскую духовную семинарию, а в 1903 г. направлен в Могилевскую духовную семинарию инспектором, в должности которого он пробыл до 1905 г. В этом году о. Митрофан назначен на должность настоятеля Астраханского Покрово-Болдина монастыря с возведением в сан архимандрита. Указом Св. Синода от 2 апреля 1910 г. архимандрит Митрофан был назначен епископом Елецким, викарием Орловской епархии.

    Преосвященный Митрофан имел прямое назначение жить в Ельце, однако переехать смог лишь через два года. Как викарный епископ, которому было поручено ведение и назначение псаломщиков, Владыка Митрофан первым делом озаботился устройством при Троицком мужском монастыре псаломщической школы, исходатайствовав у епархиального съезда пособие на её содержание. Другим делом Преосвященного Митрофана стал выпуск религиозно-нравственных листков для народного чтения, издание которых было устроено при Елецкой Троицкой мужской обители.

    Смерть застигла Преосвященного Митрофана 29 августа 1914 г. в Орле, где он жил последние два с половиной месяца в качестве временного управляющего епархией по случаю болезни Преосвященного епископа Григория.

    Епископ Митрофан известен не только как талантливый администратор, но и как духовный писатель. Его труды по истории раскола и сектантства, литургике и пастырскому богословию печатались в различных духовных периодических журналах. Наиболее известные его работы: "Три слова о монашестве" (СПб., 1909), "Восстановление церковно-уставной проповеди" (СПб., 1910), "На чреде молитвы и служения слову" (СПб., 1910), "Церковная проповедь как душеспасительный труд благовестников" (СПб., 1910), "Истовое богослужение как общенародный проводник евангельской проповеди" (Орёл, 1911).

    Одной из главных заслуг епископа Митрофана (Землянского) перед Ельцом стало открытие в городе отделения Орловского церковного историко-археологического общества. Оно возникло на основе Орловского церковно-археологиче-ского комитета, учреждённого 28 сентября 1900 г. и преобразованного высочайшим указом 27 августа 1905 г. в Орловское церковное историко-археологичес-кое общество. Уставом общества так определялась его главная цель: "Изучение церковно-религиозной и общественной жизни местного края в её прошлом и настоящем, обследование, охранение и собирание памятников древности и старины".

    Вопрос об открытии отделения в г. Ельце предварительно обсуждался 4 ноября 1911 г. на общем собрании Орловского общества. Представление епископа Митрофана получило полную поддержку членов организации. Елецкое отделение было создано 20 декабря 1911 г. "в день блаженной кончины достоуважаемого... пастыря о. Иоанна" (Жданова. — Прим. авт.) и в 75-ю годовщину восстановления Троицкого монастыря (6 сентября 1836 г.) Председателем совета был избран Преосвященный Митрофан, товарищами председателя — священник о. Николай Яковлевич Соколов и врач Николай Николаевич Холин. В совет Елецкого отделения вошли известные и уважаемые в городе люди — священнослужители, дворяне, купцы. Заведующим музеем был избран преподаватель гимназии Тихон Николаевич Покровский, его помощником — кандидат прав Александр Павлович Бутягин. Музейное собрание сразу же стало пополняться пожертвованными ельчанами церковными реликвиями и подлинными святынями, Так, протоиерей Пётр Шеховцев преподнес в дар "...книгу "Чин благословения иконы Христовы", от руки печатанной, с датой драгоценной — "Списал августа 25-го 1790-го года Елецкой Преображенской церкви о. Иоанн Борисов", акафистник, подаренный о. И.Б. Ждановым сыну его Георгию — о. диакону Знаменского монастыря в 1809 г.

    При Елецком отделении Орловского церковного историко-археологического общества в 1912 г. в Троицком монастыре с благословения Преосвященного Григория, епископа Орловского и Севского, был организован кружок добротворцев и ревнительниц милосердия в память Иоанна Елецкого (Жданова), который ставил следующие задачи: уход за могилами, организация душеполезного чтения, помощь нуждающимся. В том же году был опубликован первый отчёт о деятельности Елецкого отделения, список членов и перечень экспонатов музея-древлехранилища в домике о. Иоанна Борисовича Жданова в Троицком монастыре. К 1913 г. было выпущено 20 брошюр церковно-исторического и духовно-нравственного содержания, отреставрирован пещерный храм-усыпальница Иоанна Елецкого в Троицкой мужской обители.

    На место умершего епископа Митрофана (Землянского) в 1914 г. на должность епископа Елецкого был определён архимандрит Павел (Вильковский, 1870— 1933). Он родился в семье псаломщика в г. Николаеве Херсонской губернии, окончил Одесскую духовную семинарию, Киевскую духовную академию в 1895 г. со степенью кандидата богословия. Работал корректором Синодальной типографии в Петербурге. В 1896 г. — послушник Макарьевской пустыни Нижегородской епархии, пострижен в монашество в 1898 г., рукоположен в иеромонаха в том же году. В 1901 — 1908 гг. был настоятелем Сан-Стефанского храма-памятника и заведующим русскими школами, а 30 апреля 1908 г. назначен законоучителем русского коммерческого училища в Константинополе. В 1910 г. посвящен в архимандрита и назначен смотрителем Торопецкого духовного училища Псковской губернии, а 8 августа 1911 г. перемещён на должность ректора Таврической духовной семинарии. В том же году определён настоятелем Уфимского Успенского монастыря, а 4 февраля 1913 г. назначен ректором Уфимской семинарии. 6 сентября 1914 г. был утверждён указ Св. Синода о "бытии ректору Уфимской семинарии архимандриту Павлу епископом Елецким, викарием Орловской епархии, с тем, чтобы наречение и хиротония его во епископа произведены были в Петрограде". 30 сентября 1914 г. на заседании Св. Синода "состоялось наречение ректора Уфимской семинарии архимандрита Павла (Вильковского) во епископа Елецкого, викария Орловской епархии, а 1-го октября совершена была его архиерейская хиротония в Александро-Невской лавре".

    Преосвященный Павел в качестве епископа Елецкого проявил себя как энергичный и деятельный администратор. Кроме исполнения непосредственных обязанностей викарного епископа Орловской епархии, он активно участвовал в организации лазаретов для раненых, помощи беженцам, сбору пожертвований для фронта и в решении множества других проблем, вызванных Первой мировой войной. Он запомнился духовенству и верующим как внимательный и справедливый архипастырь. Указом Св. Синода от 27 мая 1917 г. викарий Орловской епархии епископ Елецкий Павел был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии. В последующие годы Владыка Павел управлял несколькими епархиями ив 1931 г. в сане архиепископа Пятигорского ушёл на покой. В 1933 г. он был расстрелян в Ростове-на-Дону за участие в контрреволюционной церковно-монархической организации.

    Далее: Революционные события в стране
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос