Ухудшение положения

действующих храмов

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

  • Ухудшение положения действующих храмов и церковных общин

    Опасаясь влияния церкви и духовенства на верующих, власти стали вписывать в текст типового договора аренды церковных зданий требования, не имеющие на первый взгляд никакого отношения к деятельности прихода. Так, в договоре аренды Владимирской и приписной к ней Воскресенской церкви при Чернослободском кладбище от 13 сентября 1926 г. община и священнослужители храма обязались "не допускать: а) политических собраний враждебного советской власти направления; б) раздачи и продажи книг, брошюр, листков и посланий, направленных против советской власти или отдельных представителей; в) произнесения проповедей и речей, враждебных советской власти; г) совершения набатных тревог для созыва населения в целях возбуждения его против советской власти".

    В 1927 г. власти "изобрели" новый способ борьбы с влиянием церкви на общество и под благовидными предлогами начали кампанию по закрытию церквей. Ещё в 1922 г., согласно "Инструкции по регистрации обществ, союзов и объединений", утверждённой декретом ВЦИК от 19 августа 1922 г., был принят порядок регистрации религиозных общин, сопровождаемый предоставлением массы бумаг и документов. Все храмы при этом считались национализированными и передавались верующим во временное пользование по договорам/

    Циркулярами НКВД и НКЮ от 15 апреля 1927 г. ужесточились условия договора, многие его положения стали весьма обременительными для верующих. Община должна была из своих средств оплачивать расходы по содержанию храма, ремонту, отоплению, страхованию, налоги, местные обложения и пр. Кроме того, теперь договор мог быть расторгнут быстро и легко по целому ряду причин, как-то: за допуск политических собраний, враждебных советской власти; за раздачу и продажу книг, брошюр, листков и посланий, направленных против власти, произнесение проповедей и речей, враждебных власти или её представителям; за совершении набатов для возбуждения населения против советской власти и т.д. В дальнейшем этот перечень дополнили следующие причины: недостаток в зданиях и помещениях для жилищных, санитарно-медицинских и культурно-просветительских и других целей; а также если расторжение договора отвечало запросам трудящихся масс в форме многочисленных коллективных заявлений, резолюций, постановлений съездов и т.д. В 1927 г. был опубликован ещё один циркуляр — № 351 "О порядке закрытия молитвенных зданий и ликвидации культового имущества". По сути это была рекомендация по закрытию церквей. Главный предлог — "в целях охраны общественной безопасности... если здание "грозит падением"... что выяснялось "в срочном порядке технического осмотра". После закрытия церкви имущество, особенно драгоценности, передавались в госфонд. Вещи, не представлявшие материальной и исторической ценности, — в другие храмы.

    В 1927—1929 гг. епископом Елецким был Василий (Беляев), хиротонисанный из вдовых протоиереев 29 июня 1925 г. во епископа Спас-Клепиковского, викария Рязанской епархии. До назначения на Елецкую кафедру епископ Василий отбывал ссылку в Тобольском крае вместе с местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским). Именно епископу Василию в качестве правящего архиерея пришлось встречать в Ельце новую беду — оголтелую кампанию властей по закрытию храмов. В сентябре 1927 г. был поставлен вопрос о расторжении договоров аренды и закрытии Сретенской и Иверской церквей из-за образовавшейся недоимки. Но верующие смогли расплатиться с долгами и отстоять храмы. В 1929 г. вновь встал вопрос о расторжении договоров с группами верующих Сретенской и Казанской церквей. В том же году по причине недоимки были расторгнуты договоры с общинами Иверского, Архангельского, Владимирского храмов, окончательно закрыт Знаменский женский монастырь, а его насельницы выгнаны на улицу. В следующем году закрыли Сретенскую и Преображенскую церкви.

    Тем временем XII съезд ВКП(б) в резолюции о постановке антирелигиозной агитации и пропаганды констатировал: "Работа партии по окончательному разрушению религиозных верований во всех видах среди рабочих и крестьянских масс неизбежно приобретает прежде всего характер углубленной систематической пропаганды". 15 мая 1932 г. была объявлена "безбожная пятилетка". Намечалось, что к 1 мая 1937 г. "имя Бога должно быть забыто" на территории СССР. Волна эта докатилась и до Ельца: "Сейчас снова полоса антирелигиозной пропаганды, репрессии...".

    О том, как активно в это время велась антицерковная пропаганда, можно судить по заголовкам одной лишь антирелигиозной страницы елецкой газеты "Красное знамя" за 9 марта 1930 г.: "Вместо церквей — колхозные клубы", "За колхоз — против церкви", "В церквах ставим сортировки", "Крысы с тонущего корабля", "Последний крест", "Христолюбивые рвачи", "Вместо икон — портреты вождей", "Будут новые клубы". А вот как освещалась газетой "Красное знамя" эта кампания в начале 1930 г.: "Налаживается работа антирелигиозного музея, открытого в ноябре 1929 г. ... открыто 3 основных отдела: 1. Развитие религии. 2. Связь религии с капиталом. 3. Мощи и врачевание. В феврале должны открыться отделы: "Эволюция человека" и "Антирелигиозная пропаганда"... при Музее работников — 2 и членов Союза безбожников — 16". В день Рождества, 7 января 1930 г., кроме антицерковных текстов, под заголовком "За планомерное наступление" в газете опубликован снимок: "Колокол, снятый с елецкого собора". "Рабочие и служащие Елецкого механического завода на общем собрании постановили одобрить решение Окрисполкома об изъятии мощей Тихона Задонского и передаче их в антирелигиозный музей. Рабочие требуют от окружных органов скорейшего снятия всех колоколов с церквей города. Наряду с этим они ставят вопрос о передаче 50 % стоимости снятых колоколов на нужды соцкультурного строительства и переоборудования закрытых церквей под гортеатр, кино и физкультурный стадион. Рабочие просят ускорить закрытие церквей". Но в публикациях газеты, явно настроенной на боевой антицерковный лад, видно, что не так гладко проходила кампания на елецких предприятиях и в уезде.

    В январе 1930 г. явно по инициативе сверху с теми же повестками дня были проведены собрания на предприятиях при железной дороге, однако рабочие коллективы не были так единодушны, как хотелось бы организаторам: "Паровозники решили: закрыть все церкви и снять все колокола. Просить Окружком утвердить ранее вынесенные постановления о закрытии Сретенской и Преображенской церквей и отчислении 50% стоимости снятых колоколов для нужд социально-бытового строительства. Изъять мощи Тихона Задонского и передать антирелигиозному музею..."

    Однако стрелочники, составители, сцепщики на своем собрании выступили против такого предложения, выразив тем самым тщательно скрываемое газетой мнение большинства жителей Ельца, которое она вынуждена была опубликовать, поскольку это было мнение, пусть и "несознательных", но трудящихся: "Мы церкви не открывали, не нам их и закрывать". Была частично сорвана работая в праздничные рождественские дни, которые рабочие по-прежнему отмечали по старому стилю: "Работа на предприятиях Ельца 25 и 26 декабря проходила обычным порядком. На предприятиях — и перешедших на непрерывку, и на не перешедших. Однако на многих предприятиях (лесопильный, винзавод, механический) есть опасения, что в дни Рождества по старому стилю некоторые малосознательные рабочие, не порвавшие окончательной связи с религией, на работу не выйдут...".

    Все эти газетные материалы как нельзя лучше характеризуют ту обстановку, в которой жила Церковь в эти годы. Каждый год, а то и по несколько раз в году, принимались новые декреты и распоряжения властей, ухудшавшие положение действующих пока храмов и церковных общин. Накануне кампании по закрытию храмов в них были изъяты колокола и вся "макулатура" — богослужебные и метрические книги, летописи и различные документы. Храмовые архивы измерялись на вес, вывозились в неизвестном направлении сотнями пудов (!!! — Прим. авт.) и, конечно, пропадали навсегда. Та же судьба ждала и колокола, так как "право регулирования колокольного звона" по постановлению Секретариата ВЦИК от 15 декабря 1929 г. предоставлялось горсоветам и райисполкомам. А решение СНК СССР от 8 октября 1930 г. предписывало местным властям для сбора цветного металла изымать колокола "со всех церквей, где колокольный звон запрещён". Естественно, он уже почти везде был запрещён. Так, храмы лишились своего голоса. Оставался последний шаг к кампании по закрытию и сносу зданий церквей. И этот шаг готовился в недрах советской государственной машины и с помощью пропаганды внедрялся в мысли советских граждан.

    Показательна в этом отношении статья некого Н. Покровского в елецкой газете "Красное знамя" в 1929 г. под заголовком "Будущий Елец. Его планировка и благоустройство". В ней автор излагает планы градостроительных изменений в Ельце путём деления города на ряд районов определённого значения — промышленный, жилой, административно-хозяйственный и т.д. Так вот, по этому проекту, явно отвечающему замыслу властей в тот период, предполагалось административно-хозяйственный центр Ельца создать между "...Воронежской и Чернослободской магистралями по улицам Октябрьской (б. Соборная) и Старомосковской (Оскольской). Тут возможно путём сноса небольшого количества промежуточных строений между двумя этими улицами и двух церквей (старого собора и Покровской) создать центральный бульвар и площадь в границах этих двух улиц..." Вознесенский собор, по мнению этого градостроителя, мог быть использован только после перестройки его в городской театр и место массовых собраний. На указанной площади предполагалось построить здания для всех окружных и районных учреждений (в 1929 г. Елец был центром округа в пределах ЦЧО. — Прим. авт.) из материалов, полученных от разборки старого собора, Покровской и других церквей. По словам Покровского, елецкие церкви "не могли быть использованы путём приспособления". Поэтому в центральной части города не должно было остаться ни одного храма. "Временно лишь останутся церкви в районах. Конечно, и они в дальнейшем подлежат ликвидации". Слава Богу, что этим дьявольским планам суждено было сбыться лишь отчасти.

    Далее: Архиепископ Сергий (Зверев)
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос