Покраска стен собора

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

  • Покраска стен собора

    Одной из самых интересных проблем в истории Вознесенского собора Ельца, которая наверняка возникнет и перед его реставраторами, является вопрос о выборе цвета стен главного храма города. В настоящее время стены собора выкрашены в зеленый цвет, на фоне которого выделяются белые детали, часть из которых выполнена из белого камня и имеет естественный цвет. Для нескольких поколений жителей Ельца зеленый цвет собора стал настолько привычным, а современные изображения собора на открытках, значках, фотографиях и книгах столь многочисленны, что, кажется, будто Вознесенский собор всегда имел такую окраску и таковым же и был задуман. Однако на самом деле елецкий собор сегодня имеет необычное для храмов того периода цветовое решение. Исследование его колористического решения показало, что таким он был не всегда и вопрос по окраске собора — одного из главных символов древнего города — действительно, сложный.

    Если обратиться к авторской задумке, то можно выяснить, что в некоторых сохранившихся архивных чертежах проекта цвет, которым окрашены стены Вознесенского собора, вовсе не зелёный, а жёлтый, с белыми деталями, а купола — голубые, украшенные позолоченными пологими пирамидами в 8 ярусов по 16 штук. Иной облик собора показывают и фотографии конца XIX —начала XX вв., на которых изображён Вознесенский собор или его части. Тогда фотографии были чёрно-белыми, иногда раскрашивались вручную, имитируя цветную фотографию, но и по ним можно определенно сказать, что храмовая часть собора с апсидами были оштукатурены, а тон стен был светлый. Отделкой и цветом стен трапезной и притвора служил неокрашенный кирпич, то есть, они были красными.

    На фото 1948 г. видно, что храм и алтари к этому времени были побелены, а трапезная с притвором оставались по-прежнему кирпичными. Побелка храмовой части была возобновлена в 1953— 1954 гг., а в 1956 г. весь собор был побелен. Только к этому времени, к середине XX столетия, Вознесенский собор впервые получил единую окраску всех своих частей. И, несмотря на то, что многие имеющиеся фото были чёрно-белые, очевидно, что весь собор выкрашен белой краской без выделения деталей.

    Лишь в 1970-е гг. стены собора впервые были выкрашены в зелёный цвет и с тех пор несколько раз возобновлялись в этом цвете, ставшем уже для нас привычным. В 1988 г., к 100-летнему юбилею собора, на луковичном завершении центральной главы установлены были позолоченные восьмиконечные звезды — в 4 яруса по 12 звезд. Около 2000 г. была выполнена частичная ночная подсветка собора, а в 2008 г. начаты работы по покрытию всего купола центральной главы под позолоту нитридтитаном.

    Но вернёмся к первоначальному замыслу архитектора относительно цвета соборных стен. Несмотря на имеющиеся архивные проекты нельзя утверждать, что К.А. Тон в подлинном проекте указал жёлтый цвет стен — сохранившиеся чертежи являются копиями, и дополнения в них могли вносить позже. Таких копий несколько, и лишь некоторые из них имеют окраску. Сам Тон за несколько лет до этого запроектировал Храм Христа Спасителя в Москве, и отделка его была белокаменной. Жёлтый цвет нехарактерен для этого периода. Образцами для проектируемых Тоном храмов служили древнерусские храмы XII в. и никонианские храмы середины XVII в.

    Первые были белокаменными, вторые — в основном краснокирпичными, с белыми деталями. Красный цвет стен теоретически приближает нас к тоновским традициям использования примеров храмов XVII столетия, но огромный масштаб собора не позволяет применить краснокирпичный цвет, так как Вознесенский собор в этом случае будет чрезмерно преобладать в двух- трёхэтажной застройке города. Проводившиеся в 2008 г. работы по очистке слоев старой краски и нанесении белого грунтовочного слоя показали, что сочный, глубоко рельефный декор, запроектированный Тоном, подобно и на московском Храме Христа Спасителя, хорошо выделяется на фоне белых стен, а весь объём собора выглядит ещё более пластично и лучше соответствует масштабу окружающей застройки, чем выкрашенный в любой из других цветов.

    Существующее в настоящее соотношение голубых куполов с зелёным цветом стен представляется примером такого же неудачного цветосочетания, как и зелёные фильтры светильников ночной подсветки применительно к голубым куполам и зелёным стенам, отчего ночью собор выглядит мертвенно-бледным.

    Обследование цветового решения собора показало, что ни зелёный цвет современной окраски, ни красный в частях кирпичных стен, ни жёлтый по чертежу не являются для Елецкого Вознесенского собора традиционными. Они применялись лишь в некоторые его периоды, и хронология цветов, применяемых в окраске собора такова: жёлтый — известен по одному из чертежей, в окраске собора ни разу не применялся; белый — храмовая часть с момента освящения в 1888 г. и до 1970-хгг. — 90 лет; красный — трапезная и притвор с момента освящения в 1855 и по 1956 г. — 100 лет; зелёный — весь собор с 1970-х гг. по настоящее время — 30 лет.

    Соотношение голубых куполов, золотых звёзд и белых стен представляется лучшим из возможных сочетаний цветов, поэтому выбор белого цвета как основного в варианте окраски кажется предпочтительным. Примерами для такого решения являются Успенский собор Московского Кремля и Успенский собор Владимира, соборы Псковского и Новгородского кремлей, которые целиком имеют белый цвет стен и замечательно "держат" масштаб окружения, а Вознесенский собор в Ельце Тон строил как их копию. Но, учитывая единственное сохранившееся архивное изображение проекта собора, где стены его выкрашены в жёлтый цвет, в настоящее время главный храм Ельца принимает тот вид, который, возможно, покажется нам непривычным, но отражает замысел автора.

    При соборе с 1993 г. работает воскресная школа, в которой в конце 1990-х гг. обучалось до 180 человек. Трудами и заботами протоиерея Василия Романова основана в 1996 г. и действует поныне первая в Липецкой области православная гимназия, названная в честь святителя Тихона Задонского.

    Далее: Приписные часовни. Часовня во имя Вознесения Господня
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос