Наступление на Русскую

Православную Церковь

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

  • Очередное наступление на Русскую Православную Церковь.

    В 1958 г. началось очередное наступление на Русскую Православную Церковь. Происходило это в рамках подготовки к XXI съезду КПСС, на котором должна была обсуждаться программа строительства коммунизма в СССР, предполагавшая создание нового человека, без пережитков капитализма в его сознании. Отсюда вытекала задача борьбы с буржуазной идеологией, а, следовательно, и с религией. 4 октября 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС "О докладной записке Отдела пропаганды в агитации ЦК КПСС по союзным республикам о недостатках научно-атеистической пропаганды", которое объявило открытую войну религии. Критике за мягкотелость подвергся Совет по делан РПЦ. С принятием постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. "О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах" и постановления Совета Министров Союза ССР от 16 марта 1961 г. "Об усилении контроля за соблюдением советского законодательства о культах" по всей стране началось массовое закрытие и разрушение церквей. С 1960 по 1967 гг. закрыли 5 588 православных храмов, что составило 43 процента от общего количества.

    В 1959 г. ставился вопрос о закрытии в Ельце Казанского храма, но решиться на это власти не смогли: "все похороны совершаются верующими в этой церкви. Если же её закрыть, то покойников с западной части города будут носить в центр города, в собор, что крайне нежелательно, да и елецкие верующие (а их там ещё много) вряд ли допустят..."

    Повседневной практикой в эти годы были и преследования людей за веру, контроль за посещением прихожанами своих храмов, грубое вмешательство во внутренние дела приходов. Все члены партии и комсомольцы должны были следить "...за посещением церкви молодёжью и подростками, о чём информируют горкомы и райкомы ВЛКСМ и органы народного образования, которые принимают меры по отрыву молодёжи и подростков от религии и церкви". Порой чиновники в "святом" рвении борьбы с "опиумом для народа" доходили до прямого абсурда. Вот пример из секретного доклада уполномоченного Совета по делам религии при облисполкоме А. Калугина о религиозности граждан Ельца за 1963 г.: "В мае 1963 г. секретарю Елецкого горкома ВЛКСМ Разинкову доложили, что в церкви венчается комсомолец Селищев. Секретарь горкома вызвал двух сотрудников редакции городской газеты, побывал с ними в церкви. Во время религиозного обряда (венчания) он начал требовать от Селищева комсомольский билет. Священник пустил в ход крест. "Сгинь, сгинь", отгонял он Разинкова. И пришлось ему уйти ни с чем". Гонения продолжались вплоть до конца 80-х годов XX столетия, когда в Елецком музыкальном училище ставился вопрос об отчислении студентов училища за пение в хоре Елецкого Вознесенского собора.

    В 1960-е гг. были взорваны и разрушены окончательно многие из чудом уцелевших за предыдущие годы елецких храмов. В Ельце за один только 1969 г. взорвали несколько церквей. Серьёзная опасность угрожала и Елецкому Вознесенскому собору. Областному архитектору Медведеву хотелось превзойти творение К. Тона, построив напротив собора 9-этажную гостиницу. Для этого снесли здание городового магистрата — памятника архитектуры XVIII в., чем окончательно разрушили архитектурный комплекс Красной площади.

    Вознесенский собор все эти годы оставался одним из самых посещаемых храмов области. Как следует из доклада уполномоченного А. Калугина за 1970 г., именно храмы Липецка и Ельца привлекали наибольшее количество верующих. При этом Вознесенский собор и Казанская церковь собирали в праздничные дни на соборную молитву до 2,5 тысяч прихожан. В течение года в соборе крестилось почти 400 человек.

    Вознесенский собор Ельца в конце 1950—1980-х гг. был подлинным духовным центром Липецкой области. И связано это прежде всего с теми, кому волей Господа выпало служить в эти годы в главном храме Ельца — истинными подвижниками. Это иеромонах Сергий (Петров) — будущий митрополит Одесский и Херсонский, архимандрит Виссарион (Матичин), протоиерей Николай Овчинников (в монашестве и схиме Нектарий), игумен Валерий (Мирчук) - впоследствии схиархимандрит Серафим и духовник основанной им при Благовещенском храме с. Ожога Воловского района женской монашеской общины. Но настоящей "душой" Вознесенского собора с 1958 г. и до самой своей смерти в 1981 г. был архимандрит Исаакий (Виноградов). Являясь долгие годы настоятелем главного храма Ельца и благочинным церквей Елецкого церковного округа, о. Исаакий был великим молитвенником и пастырем, настоящим духовным отцом для тысяч верующих, приезжавших к нему за советом и наставлениями со всех уголков страны. Деятельность о. Исаакия, о. Нектария и других "соборян" готовила духовное возрождение нашего народа в последующее время, когда преобразования второй половины 1980-х гг. принесли изменения и в отношении государства к Русской Православной Церкви.

    Далее: 1000-летие Крещения Руси
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос