Елец в XVII столетии

Дата публикации или обновления 04.11.2021
  • Вознесенский кафедральный собор, город Елец
  • К оглавлению: Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце

  • Елец в XVII столетии

    В XVII столетии Елец продолжал оставаться приграничной крепостью. В 1618 г. город был взят и разорён малороссийскими казаками под началом гетмана Конашевича-Сагайдачного, что многими ельчанами было воспринято как Божия кара за поддержку Ельцом в период Смуты Лжедмитрия. Под стенами города в первой половине XVII в. часто появлялась татарская конница. Но жизнь Ельца и его жителей постепенно переходила в мирное русло. Город и окрестности заселялись служилыми и ремесленными людьми, развивалась торговля и земледелие, промыслы, налаживалась церковная жизнь.

    В 1646 г., согласно писцовым книгам, в Ельце было 11 церквей и монастырь, в 1678 г. — 14 церквей и 2 монастыря, а в 1691 г. — 15 церквей и 2 монастыря с 4 храмами. Храмы в это время ещё были деревянными, благо дубовых лесов в округе Ельца было предостаточно, и употреблять для строительства камень ельчане не спешили.

    В XVIII столетие Елец вошёл крупным торговым центром, через который проходили важнейшие дороги к южным рубежам России. Государь Пётр Великий, посещавший Елец, по преданию останавливался в доме купца Росихина на Пятницкой улице и часто бывал на службе в Воскресенской церкви, где лично читал Апостол.

    Дальнейшему развитию церковной жизни Ельца способствовало учреждение в 1682 г. Воронежской епархии, к которой Елец отошёл вместе с другими семью городами из огромной Рязанской митрополии.

    Первый воронежский епископ святитель Митрофан внимательно относился к проблемам церковного устроения Ельца, не раз посещал город и навсегда останется в памяти ельчан за внимание к их нуждам и преобразование в 1683 г. мужского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы Курской на Каменной горе в женскую обитель — будущий Знаменский монастырь. Так Елец постепенно становился вторым по величине и значению городом Воронежской епархии, что отразилось в 1705 г. и на титуле правящих архиереев — с того времени они стали именоваться "епископами Воронежскими и Елецкими".

    Век XVIII отмечен началом активного строительства в Ельце каменных зданий, среди которых по красоте и величию первое место занимали храмы. Такое стремление ельчан было вполне объяснимо многочисленными пожарами, которые уничтожали деревянные постройки. Так, в 1708 г. сгорела вся Засосенская слобода, в 1739 и 1745 гг. — большая часть города. 10 апреля 1761 г. в огне пожара были уничтожены 824 дома, 5 церквей и 208 лавок. В 1764, 1769 и 1780 гг. город сильно пострадал от огня, причём в пожаре погибли постройки обоих елецких монастырей, после чего монастыри в Ельце были упразднены и переведены в Воронеж и Лебедянь.

    Пережив огненную стихию, ельчане, прежде всего, возрождали в камне свои приходские храмы. Одним из первых в 1751 — 1759 гг. был отстроен Покровский храм, а к концу XVIII в. все елецкие церкви были выстроены из кирпича и покрыты железом. Архитектурные памятники этого периода в церковном зодчестве Ельца представлены без исключения храмами одного конструктивного типа — "восьмерик на четверике". Наиболее распространённая объёмно-пространственная композиция состоит из трёх основных объёмов: с востока сам храм с низкой полукруглой апсидой, с запада — колокольня в несколько ярусов, между ними — одноэтажный объём трапезной. Несколько отличает их от древнерусских храмов с подобным конструктивным решением лишь характерное барочное, по столичным образцам, декоративные убранство наличников и переход от четверика к восьмерику в виде треугольных фронтонов, а чаще полуциркульных тимпанов. Нередко такой переход от древнерусской архитектуры к барокко почти неуловим. Так, например, четверик Владимирской церкви Ельца, заложенной в середине 1770-х гг., несёт в себе все черты и композиционные решения, свойственные архитектуре древнерусского периода. Ему также присущи асимметрия фасада, пучки полуколонок, "нарышкинские" окна, городчатый карниз междуэтажного пояса и перспективный портал.

    Сложившийся к этому периоду тип храма получил столь большое распространение в силу простоты его конструктивных решений. Поскольку эти храмы были бесстолпными, упрощалась система их перекрытий, при которой вместо сложной системы сводов делался лишь один, кроме того, освобождалось от столбов внутреннее пространство храма.

    Важно отметить, что архитектура этого периода в Ельце была поистине народной, основанной исключительно на строительных традициях. Безнадежны поиски в архивах проектов, по которым в это время строили храмы: их созидал многовековой опыт безымянных русских мастеров, их сметка, опыт, жизненные и профессиональные наблюдения. Это и позволяло им, несмотря на строительство однотипных храмов, украшать их разными по рисунку деталями, что придавало каждому из них неповторимую индивидуальность.

    Далее: Вторая половина XVIII в. Святитель Тихон Задонский
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос