Убранство Храма-на-Крови

Дата публикации или обновления 04.11.2017
  • К оглавлению: Храм-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. Царская голгофа.
  • Убранство Храма-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших.

    Храм-на-Крови по своему устроению разделяется на верхний и нижний. Престол верхнего храма освящен во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших. В левой части иконостаса помещена икона Святых Царственных Страстотерпцев Царя Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии. Этот храмовый образ написан художником-иконописцем Ольгой Штукатуровой. Под ее же руководством сделаны и росписи купола (лик Христа) и алтарной апсиды (Пресвятая Богородица). Иконный ряд иконостаса выполнен сестрами женского Ново-Тихвинского монастыря в византийском стиле, поскольку при жизни своей Государь Мученик являлся почитателем древних традиций Второго Рима — Константинополя.

    Работы монахинь тоже имеют духовную связь с прошлым: в 1918 году сестры Ново-Тихвинского монастыря в знак своей верности приносили Царственным Узникам продукты питания, проявляя искреннюю заботу об Их здоровье. Подобно евангельским женам-мироносицам, следовавшим за Царем Небесным до самого Креста, последовали в 1918 году за Царем земным к месту Его Голгофы одни из последних верноподданных — смиренные послушницы Ново-Тихвинского монастыря.

    В верхнем храме пребывают две особо чтимые святыни. Одна из них — икона Божией Матери «Троеручица» — являлась свидетелем душевных страданий и горячих молитв Святого Государя и Его Семьи за «больного ребенка» — тяжко согрешивший русский народ, который, нарушив Соборную клятву 1613 года, предал Помазанника Божия в руки нечестивых убийц.

    Память Царской Семьи духовно связана с преподобным Серафимом Саровским, к 100-летию канонизации которого Екатеринбургская епархия приготовила дар Дивеевской обители — новую раку для мощей преподобного. Работа по изготовлению раки была поручена мастерам Екатеринбургской епархии из благотворительного фонда «Обретение культурных ценностей». Проект выполнил псковский художник Анатолий Николаевич Елизаров.

    При работе над проектом было решено не копировать раку, сделанную князем Михаилом Сергеевичем Путятиным в 1903 году по поручению Государя Императора Николая II, но сохранить некоторую преемственность по отношению к работе, выполненной сто лет назад.

    Корпус раки изготовлен из липы и отделан серебряной басмой с орнаментами XII—XVI веков. По бокам раки — житийные клейма из серебра. На внутренней стороне крышки — ростовая икона преподобного Серафима в позолоченном окладе, украшенная уральскими самоцветами ручной огранки. Особенно выделяется венец, для которого было огранено более двухсот камней.

    Снаружи рака серебряная — в память белого облачения, которое носил Саровский чудотворец. Внутри — сияние золота как символ Божественного света, изливаемого Божией Матерью на Преподобного, когда Она ему являлась.

    Все столярные, ювелирные и камнерезные работы выполнялись вручную.

    Сейчас уже можно сказать о том, что на эту ответственную работу Анатолий Николаевич получил благословение у приснопамятного старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Его горячими молитвами и помощью самого преподобного Серафима эта сложнейшая работа была выполнена в срок.

    В благодарность за понесенные труды по изготовлению новой раки и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий решил передать старую раку, в которой мощи старца покоились с 1991 года, после их второго обретения, Екатеринбургской епархии.

    Двенадцатого октября 2003 года торжественным крестным ходом в Храм-на-Крови прибыла рака с частицей мощей Преподобного, хранившая в себе в течение двенадцати лет чудотворные останки этого великого святого Земли Русской. В последнее время отмечено несколько случаев чудесного исцеления от раки святого Серафима.

    Нижний храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев воплотил в себе идею симфонии духовной и царской властей, соединившихся в чертогах Небесного Царя в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Росписи алтаря раскрывают образ Церкви Торжествующей, семенем которой, по слову святых отцов, явилось мученичество. За Горним местом — в алтарной апсиде — изображен Сам Господь Вседержитель, восседающий на престоле, Ему предстоят Ангелы Божий и святые отцы — столпы Церкви Христовой. Одесную от Спасителя после святых отцов предстоит власть духовная, далее — священномученики минувшего столетия, почитание коих связует нас с мучениками древними.

    На противоположной стене, соединяющей алтарь с приделом, на месте убиения Царственных Мучеников изображены князья - страстотерпцы, начиная с Бориса и Глеба и заканчивая Царской Семьей, шествующей от Ипатьевского дома к Ганиной Яме. Здесь же и преподобномученица Великая Княгиня Елисавета с мученицей инокиней Варварой, а за ними на западной стене три екатеринбургских священномученика — Аркадий, Лев и Иоакинф. Росписи алтаря выполнены в византийском стиле иконописной мастерской Екатеринбургской епархии под руководством Татьяны Водичевой. Иконы в иконостасе нижнего храма написаны сестрами Ново-Тихвинского монастыря, а сам иконостас изготовлен из фаянса Сысертским фарфоровым заводом.

    Идея мученичества, заложенная в концепции алтаря, развита и в центральной части храма, где с одной стороны в навесных киотах (наподобие византийских храмов) разместились иконы десяти святых правителей Руси — от святого равноапостольного великого князя Владимира до Святого Царя Мученика Николая — возглавляемые образом Державной Божией Матери. С другой стороны — ряд святых первосвятителей, от митрополита Ионы до Патриарха Исповедника Тихона, венчает Владимирская икона Пресвятой Богородицы.

    Главная святыня Храма-на-Крови — место мученической кончины Царственных Страстотерпцев. На своде перед мемориальным храмом написаны лики святых покровителей Царской Семьи, которые, подобно звездам небесным, светили Венценосным Страдальцам «невечерним светом» в кромешной тьме той страшной ночи убийства.

    Внутреннее пространство нижнего храма представляется нам духовно подчиненным Богослужению Великой Субботы — таинственному схождению во Гроб и последующему Воскресению, что так ярко выразилось в идее храма Нового Иерусалима Патриарха Никона. И место полуподвальной комнаты Ипатьевского дома должно быть своеобразной кувуклией, в подражание храму Воскресения на Святой земле, образы которой вдохновляли многие поколения зодчих и всех строителей земли Русской. «Ей, священна ты, Русь! Прав был древний писатель, сказавший, что ты - Третий Рим и четвертому не быти. Ты превзошла древний Рим множеством подвигов мучеников, ты превзошла и крестивший тебя второй Рим своим стоянием в Православии, и ты останешься непревзойденной до кончины мира. Лишь освященная страданиями и земной жизнью Богочеловека земля святее тебя в очах православных» /Святитель Иоанн (Максимович)/.

    В подобие храма Гроба Господня здесь, рядом с местом пролития Царской крови, возвышается алтарь и совершается Божественная литургия, на которой во время Великого входа священники выходят с Предложенными Дарами, чтобы затем поставить их на престол, где приносится Безкровная Жертва. Это действие приоткрывает священный смысл и живую связь Предложенных Даров и жертвы Мучеников.

    В 2001 году 4 ноября будущий Храм-на-Крови посетила чудотворная святыня — Феодоровская икона Божией Матери. Та самая, пред коей был призван на Всероссийский престол первый царь рода Романовых. Феодоровской иконой благословлялись на царствование все самодержцы Династии. На месте мученической кончины Венценосной Семьи владыкой Викентием пред образом Царицы Небесной был отслужен водосвятный молебен.

    Двадцать третьего июня 2003 года в покаянный Храм прибыла величайшая святыня — нетленная стопа святого апостола Андрея Первозванного.

    Так апостол Христов, слуга Небесного Царя, ступил своей чудотворной стопой на место Голгофы Царя земного, дабы духовно поприветствовать и вновь благословить Землю Русскую с одного из семи холмов града Святой Екатерины. Промыслом Божиим Екатеринбург получил свое имя в честь великомученицы из царского рода и здесь, в тезоименитом ей граде, подражая Спасителю, Помазанник Божий принес себя в жертву за грехи своего народа! Того народа, о котором так болела душа Государя и так страдало измученное сердце Государыни; того народа, на который до последнего своего вздоха с ангельски чистым, детским доверием смотрел Царевич Алексей; того народа, который за предательство свое лишился целомудрия и милосердия, явленного ему в образе Святых Царевен: Ольги, Татианы, Марии и Анастасии, готовых, не щадя своей жизни, служить страждущим и убогим!

    Богоотступничество и клятвопреступление привели предавший своего Царя народ к кровавой междоусобице. Но по молитвам Царственных Мучеников милость Божия не оставила многострадальную Россию. Пройдя сквозь бурю лихолетья, гонения и расколы, Православная Церковь вновь стала великой объединяющей силой для русских людей во всем мире.

    В 2004 году 21 мая, впервые после многолетнего разъединения, с официальным визитом прибыла делегация архиереев и священников Русской Православной Церкви Зарубежья во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. В состав зарубежной делегации вошли: архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, священники из Нью-Йорка, Чикаго, Бурлингейма, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Торонто, Берлина, Женевы и Австралии. На праздничном всенощном бдении, посвященном Святителю Николаю и Дню тезоименитства Святого Царя Мученика, иерархи Русского Зарубежья молились в святом алтаре Храма-на-Крови. С 10 по 17 июля 2004 года в Храме пребывали частицы мощей святых угодников Божиих: Святителя Николая Чудотворца, святого благоверного великого князя Даниила Московского и святого благоверного великого князя Александра Невского; преподобного Саввы Сторожевского и священномученика Георгия (Лаврова). После Божественной Литургии святыни крестным ходом были доставлены в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме.

    Пятнадцатого августа 2004 года в Храме-на-Крови побывала великая святыня из греческого монастыря на горе Фавор — частица Животворящего Креста Господня, которую привез из Греции архимандрит Нектарий, совершающий паломничество по России.

    С 1 по 4 октября 2004 года в храме были выставлены на поклонение мощи святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, принявших мученическую кончину на следующий день после Царской Семьи.

    Двадцать четвертого июня 2006 года в Храме-на-Крови пребывали нетленные мощи Святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святая Десница Того, Кто крестил Самого Господа, благословила место Царской Голгофы, а с ним и весь град Святой Екатерины. И это промыслительно! Иродиада, хотевшая сокрыть свой грех, пыталась спрятать останки Пророка, как пытались это сделать с телами мучеников цареубийцы. Но из богодухновенных слов Святителя Иоанна Златоуста мы знаем, что: «Чем более хочешь утаить грех, по примеру Иродиады, тем более обнаруживаешь оный. Ибо грех покрывается не присовокуплением греха, а покаянием и исповедью». Прибытие на Уральскую Голгофу Десницы Пророка явилось свидетельством торжества народного покаяния.

    Ныне в Храме постоянно пребывает икона Иоанна Предтечи с частицей Его святых чудотворных мощей.

    За годы своего существования Храм-на-Крови посетило множество святынь, и всякий раз во время таковых благодатных посещений под сводами покаянного Храма собирались верующие со всей Екатеринбургской епархии. Нередко бывают здесь и высокие гости. Со всех концов мира приезжают сюда люди, чтобы поклониться Царской Голгофе и воздать дань памяти Тем, кто душу свою положил за Христа и Россию.

    Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своем Послании участникам освящения Храма-на-Крови подчеркнул важность того, «чтобы с этого места, где пролилась кровь Святых Царственных Страстотерпцев, где предпринята была попытка разрушения России, началось на веки вечные возрождение славных многополезных традиций когда и предержащие власти и рядовые граждане стремято каждодневно сверять дела свои с заповедями Божиими, рассматривать себя как продолжателей деяний многих и многих поколений своих предков, строить Отечество таким, чтобы соответствовать идеалу Святой Руси». Святейший Владыка выразил пожелание, «чтобы под величественными сводами рукотворного храмового здания совершалось самое главное — созидались сердца людские, которые да станут живыми храмами Спасителя нашего».

    Пожеланию Первосвятителя Русской Православной Церкви суждено было вскоре исполниться. С момента своего торжественного освящения Храм-на-Крови стал для екатеринбуржцев духовным центром, где наибольшее внимание уделяется детям. В страшную ночь цареубийства вместе с Царем и Царицей приняли мученическую кончину и их чада, поэтому пасхальные детские литургии, ежегодно совершаемые в покаянном Храме, особенно трогательны и знаменательны. Ведь молитва ребенка сродни молитве святого, а детское пение в своей непорочной чистоте подобно ангельскому.

    С 2002 года в Храме-на-Крови работает певческая школа «Октоих», где детей воспитывают в духе православной веры и обучают навыкам церковного клиросного пения, подготавливая к участию в богослужениях. В процессе обучения дети получают основные знания в области церковного пения - изучают начала музыкальной грамоты, сольфеджио, игры на музыкальном инструменте, знания в области литургики, церковнославянского языка, приобретают практику участия в богослужении.

    При храме действует художественна; школа церковно-прикладного искусства и иконописи во имя святого преподобного Андрея Рублёва, где обучаются дети различных возрастов. В настоящее время в художественной школе занимается более пятидесяти учеников.

    И детская художественная школа, и школа «Октоих» являются в своем роде настоящей «кузницей кадров», поскольку стараются подготовить к большой жизни высоко и духовно развитых личностей, людей, знающих и любящих священные традиции Русского Народа. Именно такими благочестивыми, благородными, искренними патриотами Святой Руси и явили себя миру невинные страдальцы - Святые Царственные Страстотерпцы.

    Далее: Иконы, пребывающие в Храме-на-Крови.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100