Живописное убранство

Дата публикации или обновления 21.08.2021
  • К оглавлению - Петропавловская церковь Большого Петергофского дворца.
  • Живописное убранство церкви Большого Петергофского дворца


    Живописное убранство храма являлось характерным примером искусства елизаветинской поры, когда канонические иконы, созданные в строгом соответствии с православной традицией, уступают место в церковном интерьере картинам религиозного содержания.

    Фрагмент иконостаса церкви Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца
    Фрагмент иконостаса церкви Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца.

    Священные изображения Петропавловской придворной церкви отличают более конкретное, чем в древнерусской иконописи, понимание законов перспективы и натуралистический подход к построению образа: фигуры святых вызывают ощущение плотской реальности, их позы исполнены пафоса, лики эмоциональны, облачения по-театралыюму колоритны.

    Фрагмент иконостаса церкви Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца
    Фрагмент иконостаса церкви Святых Апостолов Петра и Павла Большого Петергофского дворца.

    Но, воспринимая художественные приёмы западноевропейского искусства, русские мастера середины XVIII века наследовали и отечественные традиции. Чарующее обаяние церковной живописи этого времени состоит в нераздельном соединении чувственно пышной барочной формы и возвышенного духовного содержания; натурализма в изображении видимого мира и одновременно - устремлённости в запредельный горний мир. Так проявлялась противоречивость религиозного сознания тогдашних русских людей и самой императрицы Елизаветы, чередовавшей мирские удовольствия со строгими постами и хождениями на богомолья.

    Икона «Царь Славы». Иконостас церкви Большого Петергофского дворца
    Икона «Царь Славы». Иконостас церкви Большого Петергофского дворца.

    Отличительной особенностью петергофского храма было то, что он не имел ни амвона (специальное сооружение, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения богослужебных текстов, произнесения проповедей), ни солеи (возвышение перед алтарной преградой или иконостасом). Паркетный пол из ценных пород древесины был настелен на одном уровне, что делало церковный интерьер похожим на ещё один парадный зал Петергофского дворца.

    По преданию, церковь была украшена 1751 иконой: количество образов напоминало о годе её освящения. Богатая серебряная утварь (потиры, дискос со звездицей, лжица, блюда, напрестольный благословляющий крест) была по легенде вычеканена из первого добытого на Алтае серебра.

    Распятие с предстоящими Святыми Марией и Апостолом Иоанном. Иконостас церкви Большого Петергофского дворца
    Распятие с предстоящими Святыми Марией и Апостолом Иоанном. Иконостас церкви Большого Петергофского дворца.

    В царствование императора Александра II в центральной части Петропавловской церкви на полуколоннах с коринфскими капителями, были помещены в золочёных витринах трофеи военных побед русской армии в Средней Азии. В витрине на северо-западной стене хранились двенадцать массивных золотых ключей и сдаточная грамота взятой 16 июня 1865 года крепости Ташкент, а в юго-западной витрине - железные ключи и сдаточная грамота покорённого 25 мая 1866 года Ходжента.

    Благодаря своим архитектурным достоинствам и великолепию декоративного убранства эта церковь по праву выполняла самое высокое предназначение, став главным храмом летней резиденции монархов Российской империи.

    Императрица Елизавета Петровна любила посещать церковь Петергофского дворца. Она была искренне набожна, с трепетом относилась к православным святыням, пела в хоре, хорошо знала церковную службу.

    Вензель императрицы Елизаветы Петровны. Фрагмент резного золочёного убранства придворной церкви Большого Петергофского дворца
    Вензель императрицы Елизаветы Петровны. Фрагмент резного золочёного убранства придворной церкви Большого Петергофского дворца.

    Время правления дочери Петра I часто характеризуют как вереницу бесконечных праздников. Их, в самом деле, было великое множество: дни рождения и тезоименитства императрицы, наследника, его супруги, маленького великого князя Павла Петровича, годовщины восшествия на престол и коронования, полковые праздники императорской гвардии, кавалерские орденские праздники, так называемые «викториальные» дни. Каждое из этих торжеств предварялось литургией или благодарственными молебнами.

    Далее: Торжества в церкви Большого Петергофского дворца
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос