Замоскворецкое чудо

Дата публикации или обновления 22.06.2021
  • К оглавлению: Журнал Московской Патриархии
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Памятник мирового искусства, «замоскворецкое чудо», как в былые времена называли собор Святого Климента, Папы Римского, — единственный храм Московского посада, который сохранился после Наполеоновского пожара в 1812 г. Деревянная Климентовская церковь обозначена на первой карте Москвы — «Годунове чертеже» в 1597 г. Через несколько лет это место, где в центре зареченской стрельцовской слободы располагался храм, было прославлено боем, между ополченцами Минина и Пожарского и захватившими Кремль интервентами.

    «Сражение при Климентовском острожке было как бы зерном спасения Москвы и России, а сам храм, как свидетель важного события, приобрел "особое историческое значение для Отечества"», — отмечал позднее один из настоятелей храма А.С. Парусников. Его «Краткое историческое описание московской Климентовской, что на Пятницкой улице, церкви» вышло в 1904 г.

    Первый каменный храм здесь строится в середине XVII века на деньги спасшегося от опалы думного дьяка Александра Дурова. Климентовская церковь простояла до 1756 г. и пришла в полную ветхость. Новый собор строился уже на деньги купца Козьмы Матвеева и под покровительством императрицы Елизаветы Петровны, пришедшей к власти силами Преображенского полка. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, поэтому второе название церкви — храм Спаса Преображения. Новый московский собор, который возник в период бурного строительства Санкт-Петербурга, заметно отличался от храмовых строений как в первой столице, так и во всей империи. Он и теперь остается единственным в столице барочным пятиглавым соборным храмом.

    Замоскворецкое чудо

    Приход одного из наиболее древних и самых красивых столичных храмов — храм священномученика Климента, Папы Римского в Замоскворечье — вспоминает в этом году печальную дату: 80 лет со дня закрытия собора. В советские годы это великолепное здание на Пятницкой улице было доведено до аварийного состояния. В эпоху церковного возрождения храм благодаря молитвам прихожан и стараниям реставраторов вновь обрел свой неповторимый облик.

    «Храм был в руинах: сильно поврежден фасад, текла кровля, разбиты окна, на иконостасе гнездились птицы, — до сих пор с ужасом вспоминает о состоянии крупнейшего храма в Замоскворечье до реставрации его настоятель протоиерей Леонид Калинин. — Первое, что мы сделали, залатали дыры, привели в порядок фасад и своды собора, а затем приступили к восстановлению интерьера храма». Грандиозная реставрация здания началась только в 2008 году, после возвращения верующим всего храма.

    Ходатайство Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о передаче Церкви храма во имя Священномученика Климента, Папы Римского, исполком Моссовета удовлетворил в 1990 году. Но первые службы здесь начались лишь в 2005 году и только в одном из приделов — Знаменском. До этого в течение нескольких лет прихожане молились у церковной ограды в любую погоду — и в дождь, и в снег, и в ветер.

    От цоколя до купола

    Один из самых величественных храмов Москвы был закрыт в 1934 году и чудом уцелел от уничтожения. Здание было передано Государственной библиотеке им. Ленина для фондового хранения, благодаря чему сохранились уникальные иконы и многоярусный иконостас.

    Когда шесть лет назад в храме начались восстановительные работы, реставраторам пришлось углубиться в архивные документы. Климентовская церковь – единственный в столице барочный пятиглавый соборный храм

    «Это уникальный памятник мирового искусства, - говорит настоятель храма. – Несмотря на то, что он внешне похож на западноевропейский, наш храм совершенно отличается по смыслу и образу. Это не дворцовое рококо, а удивительное воплощение архитектурного стиля в богатстве форм как попытка передать всё многообразие творения Божиего».

    Реставраторам предстояло не только восстановить пластику линий барочного фасада, но и интерьер храма в стиле рококо, который также не имеет аналогов.

    Все работы были проведены за счет бюджетного финансирования Москвы силами генподрядной организации «ЗАО Реставрационно-строительный концерн "Возрождение"», которая привлекла лучших столичных специалистов-реставраторов. Основной объем работ по реставрации иконостасов и росписей вместе с генподрядчиком провели специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры РФ. При восстановлении «замоскворецкого чуда» они старались по возможности совмещать современные и старинные технологии, по которым когда-то создавался храм.

    Специалистам в первую очередь необходимо было заняться цоколем, поскольку многие годы белокаменное основание храма было завалено землей и от влаги стало разрушаться.

    Перед тем, как приступить к работам, реставраторы попытались определить, что именно привело к разрушению поверхности цоколя. Как правило, состояние сначала оценивают визуально, а затем определяют наличие скрытых дефектов методом простукивания. Цоколь Климентовского собора реставрировался по технологии, которая применялась в XVIII веке: при помощи клиньев и известкового раствора. Таким образом, в процессе работы было заменено около 80% верхнего ряда цоколя.

    Затем реставраторы приступили к воссозданию фасадов храма. Они укрепили фундамент, восстановили все конструктивные элементы куполов и отреставрировали кресты.

    Последние были сделаны из дуба, на основе металлического каркаса.

    Кресты поднимались на Церковь Священномученика Климента при помощи канатов на высоту более 50 м тоже по старинной технологии. Также были отреставрированы оконные конструкции, установлены стекла и воссозданы все элементы декора по образцу XVIII века.

    Интерьер храма с течением времени тоже потерял внешний вид. На стенах от просадки грунта появились трещины, в некоторых местах они уже начали разрушаться, где-то от неаккуратного использования появились выбоины. Штукатурка от предыдущих реставрационных работ, нанесенная в несколько слоев, покрылась трещинами и стала шелушиться. Также потребовалась отдельная операция по расчистке поверхности кладки от пыли, копоти и слоев лакокрасочных материалов. Кирпичную кладку и штукатурный слой восстанавливали по старинной технологии. К опыту старых мастеров обратились как при выявлении дефектных мест, так и при защитно-декоративной отделке. Например, на внутреннюю часть стен храма реставраторы наносили специальные составы на основе льняного масла.

    Оживить позолоту

    Сердцем Климентовского собора по праву считается уникальный многоярусный иконостас. Его создание инициировал в XVIII веке наместник Крыма граф Петр Воронцов, который приложил немало усилий к созданию облика храма. Огромной высоты — около 30 м — пятипридельный иконостас спроектировали приглашенные графом итальянские архитекторы. Но воплощали его в жизнь русские мастера, выполнившие сложнейшую изысканную резьбу. Иконостас они сделали из кипариса и вызолитили его по традиционным русским технологиям золочения — на полимент.

    Вид Иверских ворот с часовней Иверской иконы Божией Матери. Литография А.Ш. Мюллера с оригинала В.О. Вивьена. Начало 1850-х годов.

    Неудивительно, что восстановление именно этого необычного ансамбля стало одним из сложнейших этапов реставрации. Местами прогнивший, с большой долей утрат различной степени иконостас требовал виртуозной работы мастеров. Они «оживляли» авторское золочение: обеспыливали, обезжиривали, промывали каждый фрагмент, затем восстановили прогнившие части и укрепили левкас (грунт), затем обновляли оригинальный полимент и, наконец, реставрировали позолоту.

    Фрагмент иконостаса храма сщмч. Климента, Папы Римского, в Замоскворечье.

    «Чистая, скрупулезная реставрация, — рассказывает о проекте руководитель декоративно-прикладных мастерских РСК "Возрождение" Александр Зуев. — По каждому фрагменту этого уникального объекта собирали художественный совет. Мы обсуждали каждый ярус, принимали решение, а затем приступали к восставлению. Убирали загрязнения, укрепляли и оживляли авторский левкас».

    После того как основа была восстановлена, мастера приступили к завершающему процессу—золочению. Для этого специальные «леса» поставили так, чтобы не повредить оригинальную позолоту на иконостасе. Все позолотные работы велись «сверху вниз», аккуратно по каждому ярусу высокого иконостаса.

    Фрагмент иконостаса храма сщмч. Климента, Папы Римского, в Замоскворечье.

    Главную задачу художники-реставраторы для себя определили так: не перезолотить, а восстановить. Для того чтобы позолота была исполнена в манере оригинала, а также совпадала с цветом покрытия, она должна быть очень высокого качества. Позолотчики обратились за сусальным золотом к российскому производителю НПП «Раритетъ».

    «Мы осознаем свою ответственность в производстве материала, который используется в реставрации памятников культурного наследия, — говорит директор департамента научно-производственного предприятия "Раритетъ" Андрей Былинин. — Наш научный центр многие годы исследовал и манеру исполнения исконно русской позолотной техники, и свойства позолоты на культурных объектах, чтобы сделанное нами сусальное золото полностью соответствовало высоким требованиям позолотно-реставрационных работ».

    Около года понадобилось мастерам для того, чтобы иконостас снова засиял, как впервые в 1772 году. Изысканная композиция и формы, выразительные линии и струящийся золотой свет: храм Священномученика Климента, Папы Римского, вновь обрел удивительную гармонию.

    Два серьезнейших этапа реставрации храма Священномученика Климента на этом были завершены.

    Впоследствии собору предстоит еще восстановление уникальных икон храма, которые переписывались по нескольку раз. Связано это с тем, что предыдущие реставраторы не умели смывать олифу. Этот пропитывающий материал, как известно, со временем имеет свойство выцветать, поэтому на оригинальную икону заново наносились краски без предварительной очистки.

    Но уже после окончания начального этапа реставрации 8 сентября 2009 года в храме прошли первые молебны. А великолепие отреставрированного внутреннего убранства храма Священномученика Климента прихожане впервые увидели 18 августа 2013 года, во время праздничных богослужений в день Преображения Господня, в честь которого освящен главный престол «замоскворецкого чуда».

    Екатерина Лащикова

    Журнал Московской Патриархии, май, № 5, 2014 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос