О вере и спасении.

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Православное обозрение «Радонеж»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Вопросы о вере и спасении.

    Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей Радио «Радонеж»

    - Я сам из Серпухова. 18 мая очень много людей приезжает к Неупиваемой Чаше. А почему же в своем храме нельзя помолиться перед любой иконой Богородицы? Правильно я ставлю вопрос?

    - Абсолютно.

    - А почему все-таки рекомендуют, что ты езжай туда, и там пред этой иконой молись? И молитвословы уже утверждены Патриархией, вплоть до того, что за здоровье лошадей или пчел каким святым надо молиться.

    - Тоже верно. Дело в том, что при жизни своей всякий угодник Божий был как-то отмечен тем, что в такой-то, такой-то ситуации его молитва приносила определенный плод. Люди это заметили и потому просят его в молитве: ты такому-то человеку в 1311 году помог в зубной боли, помоги, брат, и мне. И глядишь - помогает.

    - Священномученик Антипа, в данном случае.

    - Правильно. Но это не значит, что вы не можете от зубной боли просить преподобного Сергия. Или его ученика, там, Никона. Какие проблемы-то?

    - Честолюбие - это благо для человека, который трудится, или же это проявление тщеславия?

    - Ну, вот, опять. Честолюбие - это одно слово. Тщеславие - это другое. Тщеславие - это когда человек испытывает наслаждение от чего-то этим человеком содеянного. Он может быть даже об этом рассказывать. А честолюбие - это когда человек любит, чтобы его прославляли. За какое-то его дело, за какие-то дарования. То есть, воздавали ему честь. Он любит, когда его чествуют. Совершенно разные оттенки. Конечно, это родные дочки их мамочки - гордости. Но, это разное. Тщеславие - вот, одел человек на себя новый камзол. И идет, на него внимание обращают. Ну, что, тряпочка? Пройдет два сезона - и вот, уже локти вытрутся. Спрашивают, ну, чего тут особенно тщеславиться? Вот это тщеславие. А честолюбие - когда человек хочет, чтоб его за что-то прославили. Немножко другое.

    - Здравствуйте. Вопрос, что такое супружеская любовь и что такое влюбленность? Второй, что такое «таковы будут иметь скорби по плоти»?

    - Ну, начну со второго. В браке очень много скорбей. Почему? Потому что супруги должны непрестанно отрекаться от своей воли. Потому что муж должен служить жене, потом детям и так далее. То есть, жизнь более ответственная. И придется гораздо больше работать, меньше отдыхать. Целые большие куски жизни не спать ночами. Пока детки вырастут, и все это пройдет у них. У младенцев часто животик там болит, зубки режутся. Постарше тоже проблемы. Еще старше - дети поздно приходят, волнуешься. А разволновался - опять полночи не спишь, и так далее. И работать. Одно дело, одного себя прокормить, чего там? как бы кашки гречневой залил молочком, да и покушал. А тут надо детей кормить. Им нужно вообще питание сбалансированное, белки, жиры, углеводы, клетчатка. Все это надо давать. Им надо готовить, нужно пробовать, смотреть, чтобы не горячо, не холодно. То есть, огромная часть. А потом, болезни, ну, и сами роды. Жена в роддоме, потом кормление, все на муже. Ну, и так далее. И вообще, рожать детей, это значит - ты кормишь собой ребеночка, пока он в тебе возрастает. Это все очень непростые вещи. Вот, это и есть скорби по плоти. А влюбленность - это вещь такая, которую испытывают все. Начиная от птиц, даже раньше можно взять - земноводных. И уж, конечно, млекопитающие, куда попадает и человек. Это вполне нормально. Вот, но человек - существо разумное. Поэтому он должен понимать, что влюбленность - вещь хорошая, но все-таки это вещь временная, можно сказать, сезонная. А любовь - это совсем другое. Любовь - это сколько крови готов отдать за любимого человека. Ты хочешь ему послужить? Ради него совершить подвиги? Любовь всегда жертвенное служение, поэтому в некотором смысле влюбленность и любовь - это часто противоположные вещи. Потому что влюбленность толкает человека к тому, чтобы обладать другим человеком. А любовь - это стремление отдать себя. Видите, совершенно противоположные по направленности векторов такие свойства человеческого сердца.

    - Батюшка, объясните, пожалуйста, для чего Господь постился 40 дней в пустыне?

    - Для чего? Его приход в мир как человека имеет целью преподать нам Свой образ. Мы постимся почему, 40-дневный пост принимаем? Потому что так Господь делал. Пост - это поприще, когда человек концентрируется на своей жизни, раздумывает о своем служении. К сожалению, у нас в пост часто мы концентрируемся на том, чего мы. едим, чего не едим. А Спаситель вообще ничего не ел. Не вкушал никакой пищи. И у каждого христианина есть задача, подобна той, которая стояла перед Христом. Это пророческое служение. Для нас - миссионерское. Мы должны возвещать миру волю Божию, открытую нам в Евангелии. Второе служение было царское. Он был царь Израилев. Мы тоже цари и священники Бога вышнего. Мы - избранный народ, люди, взятые в удел. Мы должны концентрироваться на этом своем служении. А потом его служение было жертвенное служение падшему человечеству. Также и христианин. Он должен, ну, как мы говорим в ектений: сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Мы должны на это себя поставить. Мы же по-прежнему упорно желаем себя где-то увидеть, имеем тщеславие, честолюбие и всякое другое. Все, к сожалению, земные представления. А мы должны служить Богу.

    - И Господь явил нам пример.

    - Да. Вот этот пример правильного отношения к жизни. Он вступил на поприще христианской жизни, которая увенчалась крестом. Это образ жизни каждого христианина. Вплоть до того, как к этому кресту относиться.

    - Господь, дав нам заповеди, Сам прожил жизнь по ним.

    - Да. Конечно, а иначе это было бы, как мы всегда могли сказать: Ох, хорошо тебе, ты же Бог. Нет, он стал человеком. И он первый все это исполнил в самой предельной точке человеческих возможностей, как человек. Наш крест, у любого из людей, все-таки легче. И поэтому он нам дает именно этот образ. Мы должны почувствовать, что жизнь наша должна быть до предела отдана этому служению. И вот Он в начале своего пути, этот пост предпринял, давая нам образ. Потому что пост, в некотором смысле - это образ христианской жизни. Потому что в посте человек отвергается от самой жизни своей. Фейербах говорил: человек ест то, что он ест. А если человек не ест? Он как бы и не живет. Если не есть больше 40 дней - то умрешь. Пост - это есть образ умирания во Христе. Человек не для талии постится, он умирает со Христом. Цель здесь духовная. Ну, начинайте с простого. Поэтому отвержение от пищи - это самое первое упражнение в этом умирании. А потом нужно так же отказаться и от своего времени, и от отдыха, мы же приехали на эту землю для того, чтобы ее превратить в рай. Мы должны верить в любовь Божию. Через нас люди должны узнать о Христе. Как Господь сказал: «чтобы люди видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного». Вот, что такое христианство. А у нас этого нет. Если ребеночек родился - надо его от всего оградить. Если женить - то надо так, чтобы побогаче. И все время задачи ставятся исключительно такого земного характера. И часто даже силком.

    - Можно ли отличить беснование от психической болезни? И как?

    - Нет, ничего проще. Наливаешь два стакана, водопроводная вода и крещенская. Бесноватый отреагирует на крещенскую воду. А если человек просто болящий, он ничего не' сообразит.

    - То есть, для него это все равно будет.

    - Абсолютно. Если случайно попадет, ну, может быть, попадание, ты сам понимаешь, 50 %. Это может быть хоть 10 стаканов. И уже это все. Невозможно попадание. Ну, вот, самый яркий пример. Вот эти, так называемые, наши бесноватые, они очень любят хрюкать во время херувимской песни. Они думают, что херувимская песня - это центральная часть, вообще, литургии. Хотя это всего лишь перенос заготовленных даров жертвенникам на престол. И там, вообще, ничего сакраментального нет. Некоторые на колени встают, хотя собственно это не положено по Уставу, потому что несут всего лишь хлеб и вино на престол. Не перед чем еще пока на колени вставать. Ну, а эти же не знают. И начинают там бесноваться. Херувимская песня возникла в X веке. До этого не было ее. Просто в молчании шли, как мы переносим на Литургии Преждеосвященных даров. А потом она возникла, чтобы эту паузу как-то заполнить. Поэтому если настоящий бесноватый, он будет бесноваться-то на евхаристическом каноне. А этого не происходит.

    - Сразу сам себя раскусил.

    - Да, чего там, Господи, подумаешь! Из этих бесноватых 99% просто больные заболеванием, которое именуется истерия. Из них бесов выгонять бессмысленно, потому что они такие бесноватые, как и сами изгоняющие. Все мы бесноватые. Надо святителя Игнатия Брянчанинова читать. Он блестяще об этом написал. Совершенно хрестоматийная вещь.

    - В суете привыкаешь к своим недостаткам и за бываешь мелкие грехи. Как быть, чтобы не затянуло это болото?

    - Чтоб болото не затянуло, нужна постоянная память о Боге. Если память о Боге есть - никуда не затянет, потому что у человека всегда будет ориентир, что главное, что второстепенное.

    - Кажется, что все главное.

    - Ну, кажется. Перекрестись. Важнее, чем Пресвятая Троица, нет ничего. Нужно жизнь строить от этого.

    - Но очень многие люди с этим согласны, но порой по полгода в храм не могут дойти: одно, другое, и все никак не отодвинешь...

    - Собственно, я допускаю, что есть объективные причины, но это же не значит, что человек может достичь Святой Троицы только через храм. Преподобный Серафим в пустыньке жил. И приходил в монастырь раз в неделю, причащаться. А бывали моменты, когда этот период был дольше.

    - Преподобный Серафим находился в непрестанной молитве к Богу. То, о чем нам только мечтать приходится.

    - Ну, что может сделать один человек, то худо - бедно может сделать и другой. Нужно такое желание, как было у него. Все лишь зависит от любви к Богу.

    - Батюшка, еще от силы воли.

    - Нет. Вот, миром движет любовь. Вот, человек любит музыку и вот, какие препятствия ему ни ставь, он все равно будет находить возможность ею заниматься, слушать, посещать концерты, даже самому играть. Он это все преодолеет. Человек любит путешествовать. Вот, Федя Конюхов. Недавно даже говорю: «Федя, остановись. Круче тебя нет на свете. Хватит, Господи». Не может. Любит путешествовать и все тут. Уже и в дьяконы его посвятили, ну, служи себе. Нет, вот. Видишь как? Вот, также и если человек любит Бога, его ничего не остановит. Его не надо заставлять молиться, ему в радость. Он все будет отодвигать, только помолиться. И сон, и еду - все на задний план. Вот, как Алексей, человек Божий, молодую жену оставил. Он как-то поддался воле родителей, женился, невеста хорошая, верующая. Все же нет. Все это преодолел он. Желание быть с Богом оказалось сильнее. А Феодосии Печерский? Мать плачет: «Сынок, вернись». Все, ничем не остановишь. А молодой был парнишка-то.

    - Это Юлия. У меня такой вопрос. Когда я читаю Деяния или Послания апостолов, то обращает на себя внимание, что для апостолов важнее всего были дела церкви, церковной общины, проповеди. Но их не очень волновало положение государства римского того времени... Но, вот, у нас православных, то, что делалось с нашей страной - это такой больной вопрос, и мы очень переживаем из-за этого. Что здесь правильно, что неправильно?

    - Ну, это связано с тем, что современный православный человек живет телевизором. Специальные люди, ньюсмейкеры, создают определенное волнение в нужном им направлении. А люди им поддаются, через это ими манипулируют. А тогда же ничего этого не было! Они прекрасно знали, что представляло собой римское государство, знали ему цену. Знали отношение к церкви. И понятно, что они не могли повлиять как-то на строй. Ну, и потом, Господь-то пришел не для того, чтобы менять государственные устроения. Потому что это бесполезно. Все говорят, что у нас, прекрасная конституция. Шахрай там написал со товарищи. И я допускаю. Ну, и что это меняет-то? Мне вот один раб Божий, он и сейчас жив, рассказывал, как ему мраморным пресс-папье, в 40-м или в 41-м году следователь зубы выбивал и приговаривал: « Конституция - это для парижской выставки». Можно самые лучшие законы и самые лучшие сделать тюрьмы, самые лучшие педагогические системы. А если люди - барахло? И это все бесполезное дело. Поэтому Христос пришел, чтобы душу спасти. Потому что чем больше людей имеют христианское качество души - тем больше можно с ними сделать. А эти же -это все будут корыстные, предатели, воры, изменники, какие законы ни будут - они все равно обойдут. И все бесполезно. Поэтому переживай - не переживай. Каждый переживает свою эпоху. Мы родились здесь и переживаем. Я вот уже пережил Сталина, пережил Хрущева, пережил Брежнева. Потом эту всю плеяду пережил. Горбачева пережили, Ельцина. Все переживаем. Ну, и что? Это что, меняет что-нибудь? Главное звено в цепи - это человек-церковь-Христос. И через Христа - Святая Троица. А мы уже переживаем за страну. Это же люди сами решают. Сегодня пришел ко мне один парень на исповедь. Говорит: я вот азиатов не люблю. Кается. Я говорю: « Ну, слушай. Зачем ты их не любишь? Я старый, мне недолго осталось. А тебе-то жить здесь, они же будут твои хозяева. Ты же будешь им сапоги чистить. Одно дело ты с любовью чистишь сапоги, а другое - с ненавистью. Они-то рожают по 15 человек, а тут даже на новорожденных алименты не хотят платить». Ну, понятно, что за ними будущее. Поэтому, что ненавидеть, в ненависти жить - это же бессмысленно. Если вернемся опять к тому, когда русский народ был самый плодовитый на континенте, тогда через 20 лет мы вообще будем другой народ иметь. Здоровый, сильный, не пьющий. Ну, сами же и курим, и пьем, и абортов больше всего у нас на душу населения. И сами же и воруем, сами друг друга обманываем. Чего тут на азиатов, как говорится, пенять? Нет, это совершенно несправедливо. Мы за то, что происходит в нашей стране, лично вы и лично я в каких-то вещах не виноваты. Но мы принадлежим этому народу, мы несем вместе с народом ответственность. Вот и все.

    - Батюшка, а вот, правильно ли будет посоветовать людям поменьше новостей смотреть? Или вообще, от них отказаться? То есть, не интересоваться политической жизнью в стране?

    - Ну, опять, кому как. Вот, одна и та же книга одного человека может просветить. А другому расстроит прямо его душевное здоровье. Каждому нужно пищу по его возможности к перевариванию. Вот, на меня, например, новости никак так особо не влияют. Наоборот, мне это важно. По моему служению, надо быть в курсе дела, что происходит. Ну, понятно, 90 % новостей не нужны, приходится отцеживать. Ну, мы советские люди, между строк привыкли читать. Это нам очень помогает. Поэтому. Ну, а кого это расстраивает, ну, зачем? Выключи. Как кто-то мне сказал: « Великая вещь, Попов радио изобрел. Нажал на кнопку - и в доме тихо». Замечательно!

    - Что такое формализм в духовной жизни и как его избежать? И в то же время не впасть в прелесть?

    - Формализма в духовной жизни нет. Если он есть, то это уже не духовная жизнь. Ее не может быть. Это все равно, что сказать: я люблю жену формально. Значит, так. Я ей колготы купил. Я ее с 7 ноября поздравил. Я ей на 8 марта мимозу купил. Какие еще могут быть претензии? Скажут: «Он мне даже открытку не прислал!» И это собственно формальность. Но некоторые формальности, они бывают наполнены как-то смыслом. Ну, вот если этого смысла наполнения нет, значит, пустой пакет от молока, это ничего, просто обертка. С виду прямо как пакет, а взял его, он пустой. Так же формальность - это есть пустая форма без содержания. Молоко-то покупаем не ради пакета. Хотя написано : молоко. Но, если пусто, то пусто.

    - Многие считают, что невнимательные молитвы - это формальность. Да или нет? Вот человек читает правило и все время отвлекается. Мысли убегают.

    - Ну, и что? Не отвлекаются только ангелы. Поэтому человек не может не отвлекаться.

    - То есть, нельзя это назвать формальной молитвой?

    - Нет, конечно.


    Источник материала: Православное обозрение Радонеж, № 1 (219), 2011 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос