Тайны стеклянной лампады

Дата публикации или обновления 01.07.2017
  • К оглавлению: Журнал «Церковная ризница»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Что можно рассказать о лампаде? Кажется, если и говорить о ней - то только об обрамлении, выполненном искусными ювелирами. Ан нет! Стаканчик, в который наливают елей, не менее интересен. Создание стеклянных вставок для лампад - особое мастерство, которому на Руси уделяли немалое внимание. Недаром цветные стеклянные лампады, украшенные гранями и узорами, в православном мире именовали «русскими».


    Мы побеседовали с руководителем мастерской «Божий Дар», известной своими лампадами, - Александром Михайловичем Ивановым, который рассказал немало интересного об истории стеклодувного искусства.

    - Как вышло, что в храме Гроба Господня в Израиле в наши дни вновь затеплились русские лампады?

    - Несколько лет назад ко мне обратился эконом Троице-Сергиевой Лавры, ныне митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, и рассказал, как на Святой Земле ключарь Храма Гроба Господня посетовал, что многие из лампад побились. Владыка предложил воссоздать лампады, ведь старые были русского происхождения. И для нас стало делом чести проявить преемственность российских традиций церковного благоукрасительства. По сохранившимся образцам мы изготовили новые. Это достаточно большие лампады, украшенные выгравированной символикой Братства Гроба Господня. А вот для храма Рождества Христова в Вифлееме наш Центр изготовил не только стеклянные вставки в лампады, но и бронзовые подлампадники. Также мы делали лампады для храма г. Бари (Италия), где почивают мощи святителя Николая Чудотворца.

    Особой честью для нас стал заказ на стеклянные лампады восстанавливаемого храма Христа Спасителя в Москве.

    - Вставка, подлампадник... Давайте уточним термины.

    - Охотно. Лампада состоит из трех частей: подлампадника - металлического или, реже, стеклянного либо фарфорового, вставки - собственно стаканчика в который наливают масло, и подвеса - цепочки, на которой держится сама лампада и дымник, улавливающий копоть.

    - Почему заказ на лампады для Храма Гроба Господня поступил именно вам?

    - Все очень просто. Практически мы - монополисты по лампадному стеклу. Других серьезных производителей в нашей стране нет. Поэтому лампады «Божьего Дара» горят во Франции, в Австралии, в Греции и на Кипре, США, а в нашей стране практически во всех храмах. К сожалению, на рынке появилась контрафактная продукция от недобросовестных коммерсантов, которые используют выверенные и отработанные нами за годы нашей деятельности, а это свыше двадцати лет, формы, технологии, рисунки. Не гнушаются даже маркировать левый товар нашими артикулами и названиями. Ну да Бог с ними. Достаточно, что теперь весь спектр производимых ныне лампад именуют лампадами от «Божьего Дара».

    - По каким эскизам вы создаете лампады?

    - Мы возрождаем старое церковное искусство. Я много лет собираю старинные образцы лампад и на их основе создаю новые модели. Например, для храма Рождества в Вифлееме мы взяли за основу дореволюционные лампады храма Всех святых на Соколе, любезно предоставленные нам из ризницы по благословению настоятеля отца Василия Бабурина, и изготовили их в бронзе. Езжу по монастырям и храмам всей России, работаю с антикварами, музеями. Завод Болотина в Вышнем Волочке, который в советское время назывался «Красный Май», еще до революции выпускал лампады со стеклянными подлампадниками, - они сохранились в музее завода. Мы воссоздали их в первозданном виде. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва) дал экспертное заключение о том, что лампады, выполненные Центром «Божий Дар», соответствуют уровню лучших образцов конца XIX - начала XX веков. Теперь и наши лампады украшают музейные экспозиции, а коллекция лучших образцов выставлялась в Третьяковской Галерее, в павильоне «Культура» ВВЦ и в других местах.

    - Кажется, что может быть проще стеклянного стаканчика, а вы говорите о создании вставок для лампад как о целом искусстве. В чем секрет?

    - Сварить цветное стекло - это действительно искусство, которое, к сожалению, сегодня может быть утеряно. Существуют различные виды стекла: простое и хрустальное, цветное и бесцветное, а также разные способы выработки: выдув, прессование и другие. В одной лампаде может быть соединено стекло нескольких цветов - мастера изготавливали двух-, трехслойные лампады, с так называемым молочным стеклом. Его использование дает особый оптический эффект - вся лампада равномерно наполняется цветным сиянием.

    - Лампады и сегодня создают по столь сложной технологии?

    - К сожалению, сейчас профессия стеклодува исчезает. В Вышнем Волочке было ПТУ, где обучались этой профессии, оно закрылось. Старое поколение мастеров уходит, а молодежь на их место не идет. Сегодня практически никто уже не умеет работать в наклад. Настоящего цветного стекла в стране практически нет. Вместо него на бесцветное стекло наносят специальный лак и обжигают в печи. У нас есть небольшие остатки былой роскоши, а новые изделия уже приходится делать с применением современных технологий.

    - Есть ли сегодня храмы, где не используется электрический свет и лампады являются основным источником света?

    - Да. Особенно это распространено у староверов и единоверцев. Кстати, старообрядцы всегда предпочитали лампады из бесцветного стекла, поскольку они дают больше света. Для храма Михаила Архангела единоверческого монастыря в Михайловской Слободе (Московская область) я делал вставки из бесцветного хрусталя в многоярусные хоросы. Эти хоросы перед каждым богослужением опускают вниз и заправляют маслом каждый стаканчик - лампады являются единственным источником освещения в храме. Во время богослужения храм наполнен приглушенным, преломленным через хрустальные грани радужным свечением.

    - А хрустальные лампады вы выпускаете?

    - Цветной хрусталь в России сейчас практически не производится, а прозрачный — выпускается, но качество, к сожалению, уже не то. В хрустале высшего сорта - баккара - должно быть 24 % свинца. Чем меньше свинца, тем ближе хрусталь к простому стеклу. Сейчас при производстве хрусталя в лучшем случае используют 20 % свинца - чтобы хоть как-то окупить себестоимость. Но мы вырабатываем нашу продукцию только из хрусталя высшего сорта.

    - Можно ли надеяться, что искусство создания цветного стекла возродится?

    - Да, такие планы существуют, и мы надеемся осуществить их в ближайшее время.

    - Выпускали ли до революции лампады из фарфора?

    - Конечно. Известный завод Кузнецова делал из фарфора подлампадники, расписанные вручную специальными красками для фарфора и золотом, в которые помещали стеклянную вставку. Была очень распространена и еще одна форма лампады - «голубка». Это фигурка голубя, в спинке которого расположена полость с отверстием для заполнения маслом и установки поплавка с фитилем.

    - Кажется, из фарфора изготавливали и трубы для подсвечников и кандил. Что это за предмет церковной утвари?

    - Труба устанавливается на подсвечнике, а уже на нее ставят лампаду. Дело в том, что лампада, горящая на храмовом подсвечнике, - его центр. В соответствии с православной символикой и художественной гармонией она должна находиться выше свечей, а не у их основания, как это нередко можно увидеть сегодня. Поэтому на подсвечник устанавливалась специальная труба, а уже на нее - лампада. Если посмотреть дореволюционные каталоги Оловянишникова и Мешкова, можно удостовериться, что на всех подсвечниках и кандилах были смонтированы трубы, а на них уже ставились стеклянные вставки. Такие трубы делали и из металла, окрашенного в белый цвет, и из полированной латуни, но в основном их выполняли из фарфора. Фарфоровая труба была достаточно дорогой, ее декорировали цветной росписью с золотом.

    - Сегодня такие трубы изготавливают?

    - Мы возрождаем традицию создания этих фарфоровых труб, взяв за основу старинные образцы, например прототип с известным орнаментом «Цветочный крест» из Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Старинные трубы можно увидеть в храме Ильи Обыденного (Москва) - он не закрывался, туда свозили утварь из разрушаемых храмов.

    Вообще старинная церковная утварь - это очень интересная тема. Например, встречались напольные подсвечники, полностью выполненные из цветного стекла, причем из золотого рубина с молочным накладом.

    Потрясают размеры этих изделий, ведь выдуть фрагменты диаметром до 1 метра и весом в несколько килограммов было под силу только выдающимся мастерам-стеклодувам, которыми была богата Россия. Под стать им были и мастера, декорирующие такие изделия. Для обработки они использовали технику глубокой алмазной грани и шлифовки с последующей полировкой. Мне известен всего один, сохранившийся до наших дней, экземпляр, который ныне находится в музее.

    Создание художественного стекла

    Чтобы стало понятным, насколько сложно искусство создания художественного стекла, расскажем лишь об одной технологии, которая называется выдуванием «в лейку». Стеклодув набирает на трубку горячую стекломассу, выдувает эллипс. Потом втягивает в себя воздух и получается воронка - она-то и именуется «лейкой».

    В это время второй мастер выдувает шарик, который называют «баночкой». Его помещают в воронку. После этого внешний слой воронки поливают холодной водой, чтобы возникли микротрещины для его обрушения. Остается шарик, покрытый другим стеклом.

    Например, можно покрыть цветное стекло молочным. Затем на шарик набирают бесцветное стекло, окуная его в горячую стекломассу - происходит остекление, дающее будущему изделию глянец. Потом заготовка еще раз прогревается в небольшой печке - «кукушке» и, наконец, помещается в особую чугунную форму, где раздувается через трубку при постоянном вращении, заполняя эту форму.

    После чего стекло постепенно остужают в специальной печи, срезают с заготовки колпак и она готова к окончательной обработке шлифовкой и огранкой с последующей полировкой.


    По материалам статьи из журнала «Ризница» № 38 (весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», интервью Александра Михайловича Иванова, беседовала Алина Сергейчук.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос