Святыни древнего Ростова

Дата публикации или обновления 01.11.2021

Автору этих строк посчастливилось побывать в паломнической поездке по храмам и монастырям Ростова Великого. Путь наш лежал в Спасо-Яковлевский монастырь, славный своей древней историей.


Впервые Ростов упоминается в летописи под 862 годом, где говорится, что князь Рюрик «раздая мужам своим грады... овому Полотеск, овому Ростов». Первые поселения славян появились на ростовских землях примерно в IX-X веках.

В 988 году равноапостольный князь Владимир передал Ростов одному из своих двенадцати сыновей, будущему страстотерпцу князю Борису. После гибели Бориса правил Ростовом его брат Ярослав, получивший имя Ярослава Мудрого.

Ученики преподобных Киево-Печерских старцев Антония и Феодосия пришли в эти северные края с проповедью Евангелия. Поначалу суровые нравы и традиции язычества мешали жителям принять веру Христову.

Просветителем ростовского края стал св. Леонтий, ученик преподобного Антония. Местные жители встретили святого враждебно. Поняв, что взрослое население не желает исправлять свою жизнь, Леонтий начал учить детей. Жители изгнали его из города.

Однажды, желая убить святого, они окружили его дом. Не устрашившись, служитель Христов вышел без оружия, в священнических ризах. Пораженные его твердостью, многие из них приняли крещение. Однако до полного просвещения было далеко. Святой Леонтий, как сообщает патерик, погиб мученический смертью от рук язычников.

В 1380 году, епископом был избран игумен Иаков, известный праведной жизнью. Но вскоре жители города изгнали святого. Епископ пришел к озеру, положил на воду свою мантию, и, встав на нее, поплыл. Увидев явное чудо, люди побежали вдоль берега, умоляя его вернуться. Мантия пристала к суше в том месте, где был основан Спасо-Яковлевский монастырь. Сойдя на берег, святитель сказал гонителям, что не держит на них зла, но остаток жизни хочет провести в молитвах и уединении.

Некоторые люди остались вместе с епископом, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Они воздвигли храм в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, первый на территории обители. Святые и праведные Богоотцы Иоаким и Анна доныне являются покровителями монастыря...

Наш автобус остановился невдалеке от белоснежных стен Спасо-Яковлевского монастыря. Перед нами Яковлевский храм. Здесь находится рака с мощами великого угодника Божия преподобного Авраамия Ростовского. Известно, что родился он в г. Чухломе и звали его Иверк. С детства он был прикован к постели. Однажды в дом, где жил больной, пришли чужеземцы из Новгорода. Они рассказали о христианской вере. Иверк просил Бога об исцелении и дал обет, если выздоровеет, посвятить Ему свою жизнь. В тот же день юноша своими ногами ушел из дома.

Он крестился на Валааме, и там же принял монашество с именем Авраамий. Желая проповедовать учение Христово, он поселился возле Ростова. Здесь Авраамий с прискорбием наблюдал, как язычники молятся каменной статуе. Преподобный встретил старца, который посоветовал идти в Константинополь, и помолиться перед образом Иоанна Богослова. Авраамий тотчас вышел из города, и Господь, в награду за скорое послушание, сократил его путь. На дороге Авраамий встретил другого благолепного старца, который дал ему свою трость и велел ударить ею идола. Авраамий понял, что это был сам первоверховный апостол. От прикосновения камень рассыпался в прах. Блаженный Авраамий основал на месте чудесной встречи храм в честь Богоявления.

Проходим в Дмитриевский собор. Молимся перед ракой с мощами митрополита Димитрия Ростовского, составившего «Четьи-Минеи» («Книги житий святых»).

На Ростовскую кафедру святитель был назначен в 1702 году. Посетив древний Зачатьевский собор, он предсказал место своего будущего погребения: «Се - покой мой, здесь вселюсь в век века».

Над ракой с мощами святого мы видим Ватопедскую икону Божией Матери, именуемую также «Отрада» или «Утешение». Икону привез святитель Димитрий при вступлении на митрополичью кафедру.

Подлинник чудотворной иконы находится на Афоне в Ватопедском монастыре. Считается, что список иконы привез на Русь преподобный Максим Грек, монах Ватопедской обители в 1517 году. При советской власти она считалась утраченной, но была возвращена Церкви и передана монастырю митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Перед этим образом святитель Димитрий скончался, стоя на молитве. Произошло это 28 октября 1709 года.

Спасо-Яковлевский монастырь провожал нас колокольным звоном. Многие люди, останавливаясь, поднимали мобильные телефоны, чтобы записать величавые звуки. В старину колокола созывали жителей городов и сел на собрания. Под перезвон шли крестным ходом. Отправлялись на войну и встречали важных гостей. Провожали свадебные поезда и погребальные шествия.

Благодатный звон разгоняет печали и заботы о житейских делах. Заставляет поневоле оторвать глаза от земли, к которой мы чересчур привязаны. Вспомнить, что мы всего лишь странники и пришельцы в этом временном материальном мире: «Наше бо жительство на небесех еси».


Юлия Сакунова

Газета «Возглас» № 19, декабрь 2011 год.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос