Священники:

приносящие жертву

Дата публикации или обновления 01.07.2021
  • К оглавлению: Журнал для сомневающихся «Фома»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • У некоторых людей, не знающих церковной жизни, весьма распространены карикатурные образы священника. Это может быть малообразованный пузатый дармоед с хитрыми глазками, разъезжающий на иномарке и только и думающий о том, где побольше урвать. Или мрачный, высохший от «нелюбви ко всему живому» фанатик, привыкший издеваться над ближними из квазирелигиозных соображений.

    Для людей, знакомых с церковной жизнью, такие образы крайне далеки от реальности — и в плане образованности священников, и в плане их материального достатка, и, самое главное, в плане любви к людям. Если бы огульные критики знали, что часто священникам приходится из-за загруженности завтракать ближе к ужину или что многие священнические семьи, особенно на селе, из-за многодетности и невысоких доходов живут в прямо-таки стесненных обстоятельствах. И уж конечно, совсем далек от реальности образ злобного священника, душителя всего чистого и светлого. Вообще особенности священнического призвания таковы, что идти туда должны люди максимально самоотверженные, готовые на самопожертвование. А объяснение этому можно услышать в древнегреческом слове, которым обозначали священников.

    Всем хорошо знакомо слово «иерей», которое является синонимом слова «священник». Как и многие другие термины из церковной лексики, оно имеет греческое происхождение. Словом (hireus) в Древней Греции назывался любой священнослужитель или жрец, приносящий жертву. Позже оно стало обозначать и священнослужителя новозаветной Церкви. Оно является однокоренным с глаголом (hireuo), что значит «приносить жертву», «закалывать для принесения в жертву, «закалывать для еды».

    И тогда слово «иерей» в переводе с древнегреческого буквально означает «приносящий жертву».

    В таком буквальном значении слова есть глубокий смысл: оно более чем понятно и объяснимо исторически. Одной из самых важных обязанностей священнослужителей еще в Древней Греции было принесение жертв.

    Другое дело, что религии были и бывают разные, и люди в них поклоняются разным богам.

    Православное духовенство признает свою непосредственную связь с ветхозаветным духовенством, потому что поклоняется и служит тому же самому Богу, Библии, «Богу Авраама, Исаака и Иакова».

    Также в христианстве совершенно другой характер имеет понимание жертвы и жертвенности в плане взаимоотношений между Богом и человеком. Бог принес Себя в жертву за людей, чтобы через крестную муку искупить их от вечной смерти: «Распятого же за ны при Понтийстем Пилате...». Также во время Литургии Христос всякий раз Сам приносит Себя в жертву, благодаря чему христиане имеют возможность соединиться со Спасителем, причастившись Его Тела и Крови.

    А священник должен подражать в своей жизни и своем служении не кому-нибудь, а самому Христу. И как Христос принес Себя в жертву за людей, так и священник должен в своем служении приносить себя в жертву. Поэтому священник и значит буквально, не метафорически — приносящий себя в жертву. Это может выражаться в полной и безусловной готовности на смерть во время гонений. Или в мирное время в полной самоотдаче себя служению Богу и людям.

    Священническое призвание на самом деле очень тяжело, и никаких человеческих сил на него бы не хватило, если бы не помощь свыше. Кстати, говорят, что среди кандидатов в священники в духовных школах даже гуляет такая поговорка по поводу решимости принять сан: «Достойных нет, есть смелые». Будущие священники уже прекрасно понимают, насколько тяжело, практически невозможно одними человеческими силами дерзать на соответствие этому высокому призванию — подражанию Самому Христу, и имеют смелость рассчитывать лишь на Божию помощь в своем будущем служении.


    По материалам православного журнала «Фома», апрель 2013, автор Юрий Пущаев

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос