Солнечная радость керамики

Дата публикации или обновления 01.07.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Керамика издревле применялась в украшении православных храмов. Известно, что уже в катакомбных церквах первых христиан использовались керамические лампады, причем нередко им придавали сложную, художественную форму. Это неудивительно: в античном мире керамическое искусство достигло немалых высот, а изделия из глины широко употреблялись в быту.


    Храмы древней Византии богато декорировались изразцами. Среди них встречались и плитки, украшенные иконами Спасителя, Богоматери, святых. Это искусство пришло и на Русь. Так, по свидетельству историков, яркие керамические плитки украшали один из первых храмов Киева - Десятинную церковь.

    В XIII - XIV столетиях в Пскове стала распространяться керамическая «муравленая>> (поливная зеленая) черепица, которой покрывали церковные главы. Пояса из муравленых плиток, украшенных рельефными узорами и изображениями, украшали барабаны храмов. Псковские мастера принесли керамическое искусство в другие русские земли, в том числе и в Москву: например, в 1476 году они возвели в Троице-Сергиевой Лавре кирпичную Духовскую церковь, которую украшал декоративный фриз, состоящий из терракотовых плиток с тисненым растительным орнаментом.

    Интересно, что узорчатую поверхность керамики мастера покрыли побелкой, сделав ее имитацией белокаменной резьбы, распространенной в то время. Подобно Духовской церкви были украшены и другие храмы: церковь Ризположения в Московском Кремле (1485 г.), Рождественский собор Ферапонтова монастыря (1491 г.), Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г.). Во второй половине XV - начале XVI века вновь стала распространяться многоцветная архитектурная керамика.

    Из изразцов начали складывать иконы. До наших дней сохранились иконы Успенского собора в Дмитрове и Борисоглебского собора в Старице. Чаще всего среди изразцовых икон встречался образ Распятия, также сохранились круглая рельефная икона, изображающая чудо великомученика Георгия Победоносца о змие и одна - образ Спаса Нерукотворного. Позднее, в XVII веке, изготавливались и горельефные керамические иконы, которые украсили многие храмы.

    В качестве замечательного примера храма, нарядно украшенного фасадной керамикой, нельзя не назвать московский собор Василия Блаженного, иначе именуемый храмом Покрова на рву.

    Пожалуй, наиболее известным образцом древнерусского керамического искусства является собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, возведенный в XVII столетии патриархом Никоном и декорированный великолепными много-цветными изразцами. Изначально Никон хотел украсить храм мозаикой и мрамором, но проект оказался слишком дорогим, и тогда патриарх-строитель прибег к керамике. Синтез искусств на этом не остановился: по свидетельству историков, образцом рисунка для изразцов стали драгоценные итальянские бархаты. Мастера-керамисты потрудились и внутри храма: ими были созданы изразцовые иконостасы, а также обрамления входов и окон. Мотивы благоукрашения Воскресенского собора были многократно повторены на многих других храмах.

    Особого внимания заслуживает керамическое убранство храмов Ярославля, выполненное в XVII столетии. Это и причудливые изразцы, и керамические купола из муравленой черепицы. Обилие керамических украшений иногда превращало стены храмов в яркие панно, издалека напоминающие вытканные восточной мастерицей ковры. Обливные разноцветные плитки составляли фризы на фасадах и пояса у основания главок, строчками яркой вышивки вертикально пересекали барабаны, пышным кружевом обрамляли окна и дверные проемы.

    Керамические мастерские по всей стране создавали яркие и причудливые изделия с изображениями людей и животных, диковинных птиц и цветов. XVII век вообще тяготел к пышности и многосложности убранства, как церковного, так и светского. Изразцами украшали не только храмы, но и палаты бояр и царей; керамика применялась не только во внешнем украшении зданий, но и в интерьере. Были широко распространены изразцовые печи, плитка которых помимо декоративного имела практическое значение: нагреваясь, она долго отдавала тепло, не позволяя помещению остывать. Такие печи украшали не только жилища, но и храмы.

    XVIII столетие было не лучшим в истории русского керамического искусства. Изразцы практически исчезли с фасадов зданий, а в интерьерах стали применяться плитки, созданные по европейским образцам.

    Конец XIX века с его неорусским стилем возродил интерес к керамике в церковном благоукрашении.

    Так, фасады созданного по эскизу В. Васнецова знаменитого храма Спаса Нерукотворного в Абрамцево щедро украсили пояса цветной майолики. Новое рождение получили и керамические иконостасы - они стали создаваться не только из изразцов, но и из белоснежного фарфора и фаянса. Событием в художественной жизни общества того времени стало создание изразцового иконостаса для Благовещенской церкви в Новотомникове Тамбовской губернии, который был выполнен в 1889 году по рисунку Н. Султанова на заводе М.В. Харламова в Санкт-Петербурге.

    Перед отправкой в храм этот иконостас демонстрировался в столице как уникальное архитектурно-художественное произведение. Впоследствии Султанов создавал и другие изразцовые иконостасы. Фаянсовые иконостасы в немалом числе создавались на высокотехнологичных для своего времени заводах промышленников Кузнецовых. Из фаянса выполняли также киоты и храмовые подсвечники.

    Сегодня керамика все шире применяется в благоукрашении православных храмов. Изразцы, декоративные элементы из майолики можно увидеть на фасадах и во внутреннем убранстве, керамическая черепица украшает церковные главы. Появляются и фарфоровые, а также изразцовые иконостасы. Керамические иконы, которым не страшны ни влажность, ни мороз, ни яркие солнечные лучи, становятся великолепным украшением для фасадов и святых врат.


    По материалам статьи из журнала «Церковный благоукраситель» № 38 (весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Виктор Симиненко.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос