Сокровище древней Византии

Дата публикации или обновления 01.07.2017
  • К оглавлению: Журнал «Церковный ювелир»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Древняя Византия - Золотой век православной культуры. Волшебной сказкой с исполнениями желаний кажутся повествования о созданном из золота и драгоценных каменьев престоле храма Святой Софии, о золотых колоннах и сребропозлащенном патриаршем троне. Немногое сохранилось от этого великолепия.

    В 1204 году рыцари-крестоносцы, шедшие освобождать от магометан Гроб Господень, по пути огнем и мечом завоевали столицу православной империи, разбили на части золотое убранство храмов, унесли с собой святыни. Что-то было утеряно навсегда, что-то и сегодня можно увидеть в древних храмах Европы.

    Святыня православной империи

    Среди сохранившихся святынь - так называемая Лимбургская ставротека - мощевик, в который вложен крест, составленный из частей Древа Господня, и многие другие реликвии. Когда-то этот ковчег был одной из главных святынь Византии. На праздник Крестовоздвижения его торжественно переносили из императорской сокровищницы в храм Святой Софии.

    На поклонение святыне стекался многочисленный православный народ. За праздничным богослужением Патриарх, стоя на амвоне, воздвигал Крест, составленный из частей Животворящего Древа и находящийся в реликварии.

    Ставротека состоит из двух частей: ковчега с углублениями для хранения святынь и закрывающей его крышки. Главная святыня мощевика - семь щепочек от Креста Христова, вмонтированные в крест из сикоморы. Их обрамляют еще десять реликвий, хранящиеся в особых гнездах: части Пелены, Полотенца Омовения ног, Багряницы, Плащаницы и Губки, шип от Тернового венца, а также частицы Мафория и Пояса Пресвятой Богородицы, волосы Иоанна Предтечи.

    Ученые определяют время создания ставротеки 945-959 годами. Ковчег был выполнен по заказу византийского императора Константина VII, о чем свидетельствует надпись на его лицевой стороне. Безусловно, в создании этого выдающегося творения ювелирного искусства Византии приняли участие лучшие мастера Империи.

    Художественная ценность

    Реликварий изготовлен из дерева. Внутри и снаружи он обит серебром и золотом, украшен драгоценными каменьями, эмалью и чеканкой. Каждую его деталь можно рассматривать вновь и вновь, подмечая черты древнего искусства, столь отличного от творений современных нам мастеров. Драгоценные камни, тщательно подобранные по форме, размеру и цвету, составляют узоры - окружности, кресты. Как это и свойственно творениям древних веков, ни один из камней не огранен, для каждого сделан собственный каст, четко соответствующий его форме.

    Практически вся поверхность ковчега и его крышки покрыта миниатюрами, выполненными в технике перегородчатой эмали. Крестообразное углубление, где почивает драгоценная реликвия, охраняют Ангельские силы, возвещающие Воскресение Спасителя. Воинство Небесное составляют Архангелы, пламенеющие шестикрылые Серафимы, приближенные к Престолу Божию, многоочитые Херувимы. Поля ковчега украшают эмалевые узоры, чеканные рельефы и надписи.

    На лицевой стороне ставротеки, на крышке, представлены величественные фигуры Христа Вседержителя и предстоящих Ему Богоматери, Архангелов и Иоанна Предтечи. Это одно из самых ранних изображений деисуса, встречающихся в прикладном искусстве. На других пластинках попарно расположены апостолы. Все фигуры выполнены с неповторимым изяществом, тонко детализированы. Большая часть крышки ставротеки является сложным обрамлением деисусной композиции. Видное место в ней занимают розетки, образованные кабошонами и заключенные в решетчатые обрамления, а также продолговатые пластинки с такими же кабошонами и жемчужинами, украшенные филигранью.

    Символика

    Интересно символическое прочтение украшений ковчега. Символика золота и драгоценных камней - материи, искушенной огнем, девственной, не подверженной порче и тлению, вызывала необычайный интерес ромеев (именно так называли себя жители Византии).

    Мотивы цветного сияния, связанные с символическими ассоциациями - Солнца, Царства, Славы и Истины, были излюбленными мотивами византийского искусства. На оборотной стороне ставротеки чеканкой по серебру исполнен большой шестиконечный голгофский крест на ступенчатом основании. Его контуры соответствуют крестообразному углублению внутри реликвария.

    От подножия процветшего креста отходят пышные листья аканфа. Такое изображение знаменует собой силу животворящего Креста Господня, который через страдания и искупительный подвиг Спасителя даровал нам победу над смертью.

    Святыня Царьграда в католической Европе

    При разграблении Царьграда крестоносцами великая святыня православного мира была похищена» Из Византии ее вывез рыцарь Генрих фон Ульмен.

    В 1208 году, вернувшись на родину, в Германию, крестоносец передал реликварий в монастырь Штубен. Он полагал, что совершает богоугодное дело... Свой дар рыцарь сопроводил письмом, в котором говорилось: «К своему счастью тот владеет земными сокровищами, кто надеется их посредством обрести сокровища вечные»... Рыцарь пишет о реликвии как о сокровище, которое его сердцу «дороже всех земных владений», но которое он преподносит в дар обители «во спасение души своей и души супруги Ирмгарды».

    Так святыня Византии стала одной из главных реликвий Германии. Для ставротеки воздвигли специальную часовню. По сей день древний мощевик притягивает многочисленных паломников. Его изображение и сегодня можно видеть на пограничных камнях, обозначающих владения монастыря, который, увы, был закрыт в 1802 году. Изображение креста украшает и герб соседствовавшего с обителью города Брема.

    Сегодня реликварий принадлежит епископству Лимбург и находится в немецком городе Лимбурге-на-Лане, в музее при католическом соборе. Поэтому в современных источниках она чаще всего так и именуется - «Лимбургская ставротека», хотя большая часть истории реликвии была связана с иными городами.

    С 1959 года лимбургские католики ежегодно отмечают в сентябре Дни Креста, во время которых ставротеку выставляют для поклонения в храме.


    По материалам статьи из журнала «Церковный ювелир» № 37 (зима-весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Ирина Борисовна Есинская.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос