Собачий вопрос
Проповедь через позор. Собачий вопрос.
На повестке дня подымается собачий вопрос. Известно давно, что собака — друг человека, но беда в том, что человек человеку делается собакой, в таком случае слышится удвоенный лай.
На кого лают собаки? Кому-то все-таки надо от них терпеть. Вот в Москве восемь миллионов жителей, а сколько собак? Надо ведь всех прокормить. Притом не всякая собака ест то, что может человек. Собаке подавай побольше и лучше. А ведь есть места, где для людей мясо трудно достать, масло тоже.
А тут скармливают собакам. За счет кого? За счет того, что малая рождаемость детей. Ребенком надо болеть, растить его. да еще не всякий ребенок вырастает в такого человека, что б так был предан, как собака. Вот и завоешь по-собачьи, а кто виноват?
Когда-то освящали храм, в который забегала собака, освящают ли сейчас? Если иметь то понятие, что семья — домашняя церковь, и учесть, что во многих семьях живут собаки, освящать нужно и наши дома, а кто будет?
Подымается не только собачий вопрос, но встает и собачья проблема. Общаясь с собакой, разговаривая с ней, в самом деле мы что-то берем от собаки, как тогда, спрашивается, заходить нам в храм? Не придется ли после нас освящать его?
Я проникаюсь все большим и большим сочувствием к нашему правительству, как ему быть? Ведь всех надо обеспечить, требуют не только на людей, но и на собак. Попробовали как-то налог ввести на собак, кажется ничего не получилось.
А работать никто не хочет, только требуют. Правительство, мол, виновато, что нас до такого состояния довело. А вдруг да мы сами дошли? Ведь есть же такие люди, что опускаются до положения собаки?
Должен оговориться, что собак много и истребляют, вообще животных, и самым безжалостным образом притом.
И их несомненно надо пожалеть. То есть собак. В Писании сказано: блажен иже и скоты милует. Но это именно, кто блажен.
А попробуй задеть собаку, то есть того, кто гуляет с ней, посмотришь, что получится от этих блаженных, такой поток брани посыплется. Но этот поток нисколько не в защиту тех собак, которых истребляют. Все-таки я призываю: пора пожалеть и человека, собаку еще кто-то защищает, пусть и не всякую, а человека мало кто защитит. Даже отвернется, если его нужно защищать.
В обиходе мы говорим: не дразни гусей! Не дразни собак, не дразни волков. Не дразни и людей, которые и без того раздразнены. Если будешь дразнить, самые миролюбивые начнут кусаться.
Так что же, выходит, спросит кто-то: с волками жить — по-волчьи выть? Звериная психология остается?
А попробуй с озлобленным человеком заговорить мирно, притом помня, что он и так уже обиженный, и твое миролюбивое сердце может тронуть его. Не лучше ли сказать: на зло не надо отвечать злом?
Да, поскольку мы живем в таком обществе, нужно учиться, как жить среди людей.
Не искушай Господа Бога твоего!
1980 г.
Книга «Проповедь через позор», священник Дмитрий Дудко, издание церкви святителя Николая, 1996 г.