Ответы на вопросы

Дата публикации или обновления 01.11.2017
  • Храм Воскресения Христова в Сокольниках
  • Приходской вестник
    храма Воскресения Христова в Сокольниках.
    Ответы на вопросы

    В: Что делать, если стесняешься своей веры перед членами семьи?

    О: Да не смущается сердце Ваше от того, что Вы пока не готовы открыто исповедать свою веру перед сродниками. Это явление временное. Молитесь так, как Вам удобнее. Ведь Сам Спаситель в Евангелии призывал учеников молиться не по-фарисейски, напоказ, а смиренно: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

    Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 5-6). А когда укрепитесь в вере, тогда сердце Ваше, согретое любовью к Богу и ближним, уже не сможет утаить в себе тайну Божественной любви, и уста Ваши отверзутся для беседы о вере со своими ближними.

    В: Как избавиться от "порчи, наведённой колдунами"?

    О: Во-первых, начисто о ней забыть, Во-вторых, осознать, что реальные беды и скорби, посетившие нас, - от греховной жизни и есть действие благодати Божией, призывающей к покаянию. В-третьих, откликнуться на этот призыв и войти в ограду Христовой Церкви, но не на уровне участия в "сеансах" исповеди, а с искренним желанием исцелиться от своих грехов, с намерением воспринять всем сердцем церковное вероучение и благочестие, с желанием приобщиться к благодати Таинств Церковных, исцеляющей и возрождающей к новой жизни во Христе.

    В: А можно начать поститься вне какого-то расписания?

    О: В духовной жизни христианина вся борьба идет за смирение. Чтобы стяжать эту добродетель, надо быть послушным сыном Церкви и по силам своим соблюдать ее установления, в том числе и в отношении к постам. Указывая на все это, один из древних подвижников говорил своим духовным чадам, что диавол тоже постится и даже совсем ничего не ест, а все остается гордым духом, противящимся Богу. Поэтому, чтобы Ваш пост был разумным и духовно полезным, надо поститься так и в такие сроки, как это установлено Церковным Уставом.

    Если же ревность Ваша ищет более сильного и продолжительного поста, то на это надо получить благословение своего духовника или того священника, у которого Вы исповедуетесь.

    В: Может ли обычный человек благословить другого?

    О: Конечно, может и мирянин благословить кого-то из своих сродников или друзей (при их согласии на то). Но преимущественно право благословения принадлежит крестному отцу и родителям, которые могут благословлять своих детей. А в особенно значимых событиях такое благословение совершают иконой или крестом. Если же мирянин благословляет своей рукой, то персты ладони должны быть сложены не так, как это делает священник, но так, как мирянин обычно осеняет себя крестным знамением во время молитвы.

    Лучшей молитвой во всех случаях будет молитва «Отче наш», которую Спаситель дал Своим ученикам и апостолам. Но если Ваш ум и сердце полюбили какую-то молитву из тех, которыми молится Церковь, то, конечно, можно молиться за себя и за друзей такой полюбившейся молитвой. Ибо Бог, обращаясь к нам, говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое» (Притч. 23, 26).

    В: Всегда ли нужно носить нательный крестик?

    О: Для православного христианина традиционно носить крест всегда, кроме тех исключительных случаев, когда снять его требуется в силу медицинских обстоятельств или специфического характера трудовой деятельности. Никогда: ни когда Вы спите, ни когда Вы выполняете гигиенические процедуры, - снимать крест не надо.

    В: Скажите, допустимо ли с точки зрения православия делать татуировки?

    О: Нет! Недопустимо! Богу неугодно, чтобы мы меняли данную нам внешность. Лучше поменять греховную жизнь на жизнь праведную. Надо заниматься не украшательством внешности, а украшением души праведностью.

    В: Не могу сосредоточиться на молитве во время Литургии или всенощной. Думаю о всяком, только не о Боге, и поэтому скучно стоять. Подскажите, пожалуйста, как поступать в такой ситуации?

    О: В такой ситуации можно взять последование службы (существуют специальные удобные издания всенощной и Литургии небольшого формата) и следить за службой по тексту. Это должно помочь внимательнее участвовать в богослужении и не скучать.

    В: По профессии я юрист. Свою работу люблю и хочу профессионально совершенствоваться, достичь успеха. Как сочетать такое желание с верой? Не является ли это грехом? Ведь это сугубо земное, материальное.

    О: Нельзя абсолютно противопоставлять работу, как нечто материальное, - духовному. Задача человека -постоянно жить в присутствии Бога, перед лицом Божиим. Потому не может быть ничего абсолютно чуждого духовному. Даже в работе есть определённое духовное измерение. Стремление к совершенству в профессиональной деятельности не является грехом, даже наоборот, оно похвально. Но очень важно помнить, что в жизни человека на первом месте должен быть Бог, что в первую очередь нужно стремиться к Царству Небесному (Мф. 6, 33). Стремление к совершенству в работе не должно отодвигать Бога на второй план. Более того, стремление к совершенству в работе должно питаться в первую очередь стремлением и на работе более совершенно служить Богу.

    В: В молитве "Отче наш" есть слова: "да будет воля Твоя..." Почему же так горько и больно, когда случается что-то непредвиденное, чего не ожидаешь? Неужели так Господь постоянно испытывает веру - и в горе надо искать силы не роптать, а принимать всё" как данность?

    О: Это происходит из-за того, что мы всегда хотим, чтобы всё происходило по-нашему, как хотим именно мы. Но вера в Бога состоит из полного подчинения своей воли Богу. Если посмотреть на те скорби, которые нам посылает Господь, не с позиции нашего хочу, а с позиции полезности для нашей души, то эта скорбь окажет благотворное влияние на воспитание нашей души. Господь не испытывает нашу веру, Господь воспитывает в нас нашу веру. И только в полном предании себя в волю Божию никогда не будет ни ропота, ни скорби, потому что мы верим и знаем, что Господь как милосердный Отец воспитывает и спасает, а не мстит и наказывает.

    В: Что можно просить у Бога? Можно ли множество раз обращаться по одному поводу или надо просить только один раз? Как знать, услышал ли Господь наши слова?

    О: По определению преподобного Иоанна Дамаскина, «молитва есть восхождение ума к Богу или прошение у Бога того, что прилично» (Точное изложение православной веры. Кн. 3. Гл. XXIV). Мы можем просить в молитвах все благое - небесное и земное, но на первом месте в наших молитвенных прошениях должно быть спасение. Нужно вырабатывать в себе навык постоянного молитвенного обращения к Богу. Сам Господь дает нам образ неустанной и упорной молитвы в притче о вдове. «В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему [судье], говорила: защити меня от соперника моего, Но он долгое время не хотел.

    А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18: 3-7). Нашу молитву особо возвышает постоянное благодарение Бога. Мы должны делать это, не только получив просимое. Уже сама возможность общения со своим Небесным Родителем есть великое благо. Если ребенок лишен возможности общаться с отцом и матерью, то он печалится и страдает. Господь все наши слова молитвы слышит, а исполняет прошения по Своей Премудрости. Надо молиться и верить. Узнаем мы о том, что Господь принял наши прошения, по плодам нашей молитвы. Если даже не получили того, что просили, но обрели внутреннее спокойствие и мир душевный, значит, молитва не осталась бесплодной.

    В: Грешно ли искать "лучшей жизни"?

    О: Желание улучшить жизненные условия не является греховным, когда человек испытывает нужду. Хроническая необеспеченность отвлекает силы и время, влияет на настроение. Но если основные потребности удовлетворяются, то лучше не искать большего. Нужно дорожить внутренней свободой и не впрягать себя в повозку мирских попечений. «Великое приобретение - быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести [из него]. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим.6:6-8).


    Приходской вестник храма Воскресения Христова в Сокольниках, № 7, 8, 9, 10, 2011 год.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос