Разрешают ли причащаться
тем, кто живёт без венчания
— Мы с мужем уже год ходим в церковь, но венчаться он пока не хочет, говорит, что не готов. Допустимо ли в такой ситуации приступать к Таинству Причастия? Или мы прежде обязаны венчаться?
Валентина Владимировна
Отвечает первый заместитель председателя учебного комитета при Священном Синоде протоиерей Максим Козлов:
— Универсального правила здесь не существует, всё зависит от конкретной ситуации.
Бывают семьи, в которых, по слову апостола Павла, муж неверующий освящается женой верующей и наоборот (1 Кор.7,12,13). В таких случаях верующий супруг или супруга по благословению священника могут приступать к Таинствам, а неверующему ещё предстоит пройти свою часть пути в Церковь.
При этом нельзя требовать венчания, нельзя пытаться принудить к нему. Если же оба супруга верующие, то следует понять причины, которые побуждают одного из них не спешить с венчанием. Для этого вам с супругом надо посоветоваться с опытным священником.
Бывает, что человек уже немолодой, придя в Церковь, стесняется перед своими детьми и внуками. Кому-то стыдно венчаться в зрелом возрасте, кто-то боится, что над ним будут насмехаться старые приятели...
Опытный батюшка развеет эти напрасные тревоги и смущение, он деликатно подведёт супругов к тому, чтобы они освятили свой союз через принятие благодати Таинства Брака тем чином, который существует специально для людей, проживших много лет в гражданском союзе.
Не допускать невенчанных супругов до Причастия, думаю, можно лишь тогда, когда речь идёт о сознательном выборе: люди отказываются от венчания, потому что воспринимают свой союз не как прочный и окончательный.
Если супруги отговариваются тем, что «мы ещё подумаем, поиспытываем себя...» или «зачем нам это нужно, нам и так хорошо...», — значит, они очевидным образом погрешают против своей церковности, православной веры и не должны быть допускаемы до Святых Даров.
Юрий Михайлов
Московская православная газета «Крестовский мост», № 3 (34) март 2013 г.