Наперсные кресты

Дата публикации или обновления 01.11.2017

Наперсные кресты
«Пресвитеру, дающему образ верным словом и житием»

«А дабы священники могли за отличные заслуги удостоиться и особливых почестей, определяем в пользу белого священства: во-первых, получение креста для ношения на цепи на шее; во-вторых, употребление фиолетовой бархатной камилавки или скуфьи; и, наконец, третие, для знатнейших из них митры, каковую употребляют архимандриты, с тем, однако ж, что сии отличные почести не инако как по воле или утверждению нашему даваемы или дозволяемы будут».

(Указ императора Павла I Святейшему Синоду от 18 декабря 1797 г.)

Зарождение традиции

Наперсный (то есть носимый на персях поверх одежды) крест не всегда был исключительной принадлежностью облачения священника. В Византии и Древней Руси благочестивые миряне также носили поверх одежды кресты. Нередко они представляли собой энколпионы, то есть имели внутри себя ковчежец, в который вкладывались святыни, а иногда - даже списки священных книг. Подобные кресты были частью царского торжественного облачения в допетровской Руси. Архиереи до XVIII столетия также носили кресты-энколпионы.

Современная форма наперсного креста начала распространяться в России с XVIII века. Сначала такие кресты употреблялись только епископатом, наравне с панагиями. В 1741-42 годах указом императрицы Елисаветы Петровны право ношения наперсных крестов было даровано и архимандритам, в связи с чем архиереи для отличия практически перестали носить их. Елисавета Петровна наградила наперсным крестом и своего духовника - протоиерея Феодора Лубянского, что послужило прецедентом для ношения наперсных крестов представителями белого духовенства, но пока что лишь по праву, дарованному царствующей особой.

«Павловские» кресты

Император Павел I законодательно оформил систему награждения духовенства за беспорочную службу. В частности, его указом был введен и наградной крест, облик которого был унифицирован. Серебряный с позолотой четырехконечный крест с рельефным распятием имел строгую форму. На оборотной стороне было начертано: «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием» (слова, восходящие к Первому посланию святого апостола Павла к Тимофею), вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18». Носили такой крест на серебряной цепи. Эта награда просуществовала до 1917 года.

«Павловские» кресты, передаваемые духовенством из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Многие батюшки носят их с особым чувством - как знак преемственности, духовной связи с предшественниками.

«Николаевские» кресты

Принадлежностью каждого священника наперсный крест стал лишь в царствование святого страстотерпца Государя Николая II. В честь своего восшествия на престол он издал указ: «Всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест» установленного образца. «Николаевский» крест, так же как и «павловский», изготавливался из серебра, но не был позолочен и имел восьмиконечную форму.

Его оборотную сторону украшали слова: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим 4, 12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации, записанная церковнославянскими буквами. В то же время сохранилась и практика награждения особыми крестами.

«Кабинетные» кресты

Золотой «кабинетный» крест выдавался по указу Императора (которому обычно предшествовало представление Священного Синода). Такой крест богато декорировался и непременно был увенчан изображением короны Российской империи. «Кабинетные» кресты употреблялись начиная с 1820 года.

Сначала они выдавались лишь священникам, отправляющимся для служения за рубеж, затем стали формой награды. Наперсным крестом из кабинета Императора был награжден, в частности, святой праведный Иоанн Кронштадтский.

После свержения монархии «кабинетный» крест заменился крестом с украшениями, которым награждаются протоиереи. Сегодня кресты с украшениями имеют множество вариантов изготовления: от деревянных («великопостных») до богато изукрашенных эмалями и драгоценными каменьями. Есть также особая форма «патриаршего» наградного креста, который встречается нечасто.

Кресты на орденских лентах

В Российской империи существовала форма наград для священнослужителей, не практикующаяся сегодня: кресты на орденских лентах. Полковых священников, которые во время войны совершали подвиги мужества и доблести, награждали золотым наперсным крестом на георгиевской ленте, который выдавался из кабинета Императора. (Были и случаи награждения духовенства самим орденом Вмч. Георгия, а также другими высокими наградами Российской империи: орденом Святого благоверного князя Александра Невского, орденом Святого равноапостольного князя Владимира и др.). Одним из первых крестом на георгиевской ленте был отмечен полковой священник Трофим Куцинский, подвиг которого при взятии Измаила, в 1790 году, вошел в историю суворовских походов.

В батальоне, который окормлял о. Трофим, во время штурма крепости был убит командир. Солдаты пришли в замешательство, но доблестный пастырь, подняв крест, первым ринулся на врага, вдохновив воинов смело идти в наступление. Безоружные, не имеющие права проливать кровь, полковые священники нередко шли в первых рядах войска, поддерживая боевой дух православных воинов. Другим местом их служения были полковые лазареты, расположенные у самой линии фронта, где священники утешали и напутствовали раненых, а нередко и сами оказывали им первую помощь.

Начиная с 1812 года орденом Вмч. Георгия четвертой степени были награждены 16 полковых священников, а крестом на георгиевской ленте - около 500 священнослужителей.

«Академические» кресты

Особые кресты носили и представители ученого духовенства. С 1808 года ими награждались священники, достигшие степени доктора богословия, а с 1884 года - и кандидаты. Магистры богословия носили небольшой крест в петлице на вороте рясы.

Памятные кресты

Бронзовые наперсные кресты были учреждены в память Отечественной войны 1812 года для духовенства всех чинов начиная с иерея и заканчивая митрополитом. Подобные кресты были выпущены и после Крымской войны 1854-56 гг.

Трехсотлетие Царствующего дома Романовых в 1812 году также не обошлось без создания серии памятных наперсных крестов. В XX столетии памятные кресты были изготовлены в 1971 году в честь состоявшегося тогда Поместного собора, затем - в 1988 году – в ознаменование 1000-летия Крещения Руси, в 1991 году - в память обретения мощей прп. Серафима Саровского, и наконец – к 2000-летию христианства.

В наши дни награды для священнослужителей более распространены, нежели в царской России. Практика награждения стала меняться после революции. Об этом рассказывает и эпизод из книги воспоминаний «Отцовский крест», написанной дочерью пострадавшего за веру священника. Многие священнослужители недоумевали: почему при Государе в России было всего несколько протоиереев, а после 1917 года этот сан стали давать и совсем скромным батюшкам?

На этот вопрос был найден такой ответ: « В мирное время и в армии награждают не часто, а когда приходит война - время борьбы и опасностей, - ордена и медали становятся обычным делом».


Алина Сергейчук

Журнал «Церковный ювелир», № 35, осень 2012 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос