Кольцо как духовный символ

Дата публикации или обновления 01.07.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковный ювелир»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Кольцо, у которого нет ни начала, ни конца, во все времена несло в себе символическое значение. Оно является неотъемлемым атрибутом церковного таинства. Речь идет об обручальном кольце, использование которого при совершении венчания благословляется Церковью с первых веков христианства.

    В глубокой древности

    С древнейших времен кольцо было не только украшением, но и неким подобием документа. Древние греки и римляне носили особые перстни-печатки, знаменовавшие власть - хозяина в доме, правителя - в городе или стране. Кольцо указывало на положение в обществе. В античном Риме существовало правило, по которому золотые кольца могли носить только представители знати.

    Обручальные кольца появились в те же древние времена - их надевали на персты своих супруг древние египтяне, римляне, греки. Жена носила кольцо как знак верности мужу и того, что она является хозяйкой в доме. Самое первое свидетельство ношения обручальных колец археологи обнаружили в Египте.

    Во времена земной жизни Спасителя золотое кольцо было неотъемлемым атрибутом брачного обряда евреев: жених надевал его на палец своей невесте со словами: «Помни, что ты сочеталась со мною по закону Моисея и израильтян».

    В античности обручение было гражданским актом: во время него при свидетелях подписывался брачный контракт, руки жениха и невесты торжественно соединялись и будущая супруга получала кольцо - как знак своего нового положения. Климент Александрийский, христианский епископ II столетия, пишет: «Мужчина должен дать женщине золотое кольцо не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам».

    Очевидно, что муж - хозяин дома - уже до брака имел перстень с подобной печатью, так что, хотя он и не получал кольца во время обручения, оба супруга носили на руках одинаковые знаки. Эта традиция продолжилась и в средневековой Руси: хозяин и хозяйка богатого дома носили кольца с печатями.

    Таинство брака

    В первые века христианства гражданское обручение предшествовало благословению брака в Церкви. Сам церковный обряд, сопровождающий таинство соединения двух жизней в одну, первоначально был прост.

    Молодые получали благословение на брак от епископа, который во время Божественной Литургии возлагал на них руки и читал особую молитву. Затем супруги вместе причащались Святых Тайн.

    Со временем чин венчания становился торжественнее, обручение сделалось его предваряющей частью. Оно совершалось в храме за несколько месяцев или недель до свадьбы. В притворе (ближайшей к выходу части храма) молодые обменивались кольцами и становились женихом и невестой перед лицом Бога и людей.

    Над ними читались особые молитвы. Время между обручением и собственно венчанием служило для проверки прочности чувств и приготовления к браку.

    Как мы видим, в христианском таинстве венчания восточного обряда обручальное кольцо получают и невеста, и жених. Священник освящает кольца в алтаре, на Престоле храма, а затем торжественно вручает их жениху и невесте. Символика колец говорит о различии служений в христианской семье: жених получает золотое, а невеста - серебряное. Молодые трижды обмениваются кольцами, так что в итоге у невесты остается золотое, а у жениха - серебряное кольцо. В этом заключен духовный смысл: в браке единение супругов уподобляется единству Христа и Церкви. Мужчина - образ Христа, он должен любить и беречь свою жену вплоть до пожертвования собой - как и Господь умер за людей, на что и указывает золотое кольцо (золото символизирует Божественную благодать, славу, неизменность, власть, силу). Серебряное кольцо невесты говорит о чистоте, целомудрии. Нося кольцо, полученное от своего избранника во время обручения, муж и жена призываются всегда помнить: жена - о том, что у нее есть «глава», опора, а муж - что ему следует беречь и хранить свою супругу.

    Уже с X века по Рождестве Христовом обручение могло совершаться как задолго до венчания, так и в один день с ним.

    Художественные решения

    Как выглядели обручальные (венчальные) кольца в древности и какими они бывают сегодня? Единой практики или церковных канонов здесь не существует. Как уже упоминалось выше, в первые века Христианства жених дарил невесте обычное для того времени кольцо-печатку. Как правило, такие кольца были запечатлены каким-либо христианским символом: на них изображался корабль, как символ Церкви, голубь – знак Святого Духа, рыба (греческое слово «ихтис» - рыба - расшифровывалось как монограмма '«Иисус Христос - Божий Сын Спаситель»). В Византии среди знати были распространены венчальные перстни.

    Они могли иметь сложную композицию и представлять собой целые рельефные иконы. Основным мотивом этих миниатюр была мысль, что супругов соединяет Сам Бог. На перстнях наносилось изображение Христа, держащего руки жениха и невесты или благословляющего их. Существовали и вариации: жених и невеста стоят по сторонам Креста Христова, либо на кольце жениха изображается Господь, а на перстне невесты - Богоматерь.

    Щиток перстня мог иметь форму круга, креста, квадрифолия. Встречались перстни, где изображение заключения брака вписывалось в круг миниатюрных икон главных праздников Церкви - такая композиция явственно говорила о том, что семья - малая Церковь и обыденная жизнь христиан является частью Божественного управления миром. Перстень украшался и надписями: пожеланиями Божественной благодати, согласия и здоровья, текстами из Священного Писания, например из 5 псалма (13 стих): «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас».

    Двадцатый век приучил жителей нашей страны к мысли, что обручальное кольцо должно быть гладким, простым, без камней. В веке XXI, напротив, все ограничения исчезли и в качестве обручальных стали использоваться самые разные кольца. К тому же сегодня возрождается практика использования помолвочных колец - традиция светская, но добрая, идущая испокон веков. Такое кольцо влюбленный молодой человек дарит своей избраннице, предлагая ей выйти за него замуж. Помолвочное кольцо обычно выполняется из золота, имеет простую и изящную форму и украшается одним камнем, который символизирует прочность и чистоту чувств, а также говорит о серьезности намерений жениха.

    Критерии выбора

    Как мы уже говорили, церковные правила не регламентируют декор и форму венчального кольца. Современные церковные ювелиры подходят к теме венчального кольца творчески: одни возрождают древние формы, другие - создают новые. Интересной вариацией на тему двух колец из разных металлов стало кольцо из белого и желтого золота, плавно перетекающих друг в друга.

    Слова молитв и тексты из Евангелия (например, «да любите друг друга») наносят как снаружи (в том числе, на щитке перстня), так и на задней части кольца и даже внутри него. Это - дело вкуса: кто-то хочет, чтобы религиозный смысл кольца был виден, другие считают его сокровенным, не предназначенным для посторонних взоров. Многие и вовсе венчаются с обычными кольцами, не имеющими религиозных символов и надписей.

    Выбирая обручальное кольцо, важно помнить, что супруги будут носить его всю жизнь. Поэтому лучше выбирать классические формы, которые не выйдут из моды и не прискучат с течением лет. Стоит подумать и о практической стороне вопроса: если кольцо украшается камнями, они должны быть надежно закреплены.

    Предпочтение стоит отдать бриллиантам - они безупречны как с символической точки зрения, так и с практической.

    Иногда приходится слышать вопрос: можно ли использовать при регистрации брака и при венчании одни и те же кольца. Ответ на него, безусловно, положителен – брак заключается один раз и уместно, чтобы памятью об этом событии стала одна пара колец, освященных участием в таинстве. Поэтому, признавая необходимость государственной регистрации, перед венчанием кольца лучше снять - чтобы священник, освятив их на Престоле, надел кольца на пальцы молодых уже в церковном таинстве и они стали семейной святыней. Впрочем, можно использовать и две разные пары колец.


    По материалам статьи из журнала «Церковный ювелир» № 37 (зима-весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Алина Сергейчук

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос