Для служебного пользования

- продолжение

Дата публикации или обновления 28.06.2021
  • К оглавлению: Журнал «Церковная ризница»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы
  • Для служебного пользования - начало

  • Если приходится бороться

    Вступать в борьбу нужно только в крайнем случае и ради церковной пользы, а не ради удовлетворения своего сребролюбия или амбиций.


    Из писем святителя Филарета Московског:

    Начальник должен быть выше оскорблений подчиненных и вступаться за правду, порядок, за спокойствие других, а не за себя. (351)

    Если от нас потребуют ответ за строгие решения, то едва ли не более за слабые, - вследствие чего человек, осужденный, наказанный, и вновь виновный в оскорблении священно - служения, продолжать будет порочную жизнь и умножать соблазны. (349)

    Надобно доходить до правды, чтобы отдать справедливость правому. Прикрыванием неправого часто оказывается несправедливость правому и страждет взаимная доверенность, без которой, право, тяжело. (349)

    Миловать и тайно врачевать - бесспорно хорошо, когда так приемлется врачевание. Но когда явен проступок, и явно неповиновение исправлению, и когда человек стремится далее на стропотный путь, не знаю, довольно ли сказать: пойди с миром. Надобна некоторая осторожность, чтобы своеволие и худой пример не являлись побеждающими и торжествующими. (350)

    Подумайте и то, не надобно ли иметь дар прощать, иначе будешь поблажать. Илий думал, что кротко поступал с детьми своими, но не было то в милость никому, а в погибель всем. Аммон покрывал брата духом любви и духом благодати, сказав ему: внимай себе, потому следствием было в сем покаяние, в других назидание. Дар прощать выше дара исправлять наказанием. Успевает тот, кто берется за дело своей меры. (351)

    Снисхождение к преткнувшемуся и падшему надобно иметь, но снисхождение к небрежному и закосневающему в падении имеет в обществе неблагоприятное действие, охлаждая ревность и распространяя небрежение. Надобно беречь каждого, но еще больше беречь дух всего общества. (351)

    Немощь брата надо покрывать и тихо исправлять, доколе нет соблазна многим, а когда соблазн является, то надобно присоветовать брату инуды, чтобы и он меньше смущался, и меньше смущал других. (358)

    Скорое правосудие уменьшает силу сделанного соблазна. (352)

    И в строгости стеречься надобно, да не преломится сокрушенная трость. (351)

    Истинная обязанность начальствующего и помощника ему не в том состоит, чтобы с завязанными глазами ходить между подчиненными, а в том, чтобы, узнав претыкание брата, не думать, что мы лучше его, и чтобы действовать в отношении к нему так же безгневно, как и прежде сего сведения. (351)

    Не излишне обратить внимание на то, правы ли мы, чтобы удобнее действовать на неправых с любовью и смирением. (351)


    Если ясно, что придётся уступить, то лучше уступить, не ссорясь. Уповать на свой опыт и мудрость - это следствие гордости и неопытности, духовной и житейской. Уповать нужно на Бога. Узнавая отчасти из книг, а отчасти на своём опыте «волчьи» законы лежащего во зле мира (см. 1 Ин. 5, 59), мы не должны, однако, забывать, что Господь послал нас «как агнцев среди волков» (см. Лк. 10, 3), а не «с волками по-волчьи выть». Сами мы не должны ни с кем враждовать. Нужно молиться за тех, кто с нами враждует, желать им вразумления, исправления, спасения. Кроме того, духовенство должно особенно заботиться о том, чтобы не подавать своей пастве дурной пример. Что хорошего, если сотрудники храма или даже прихожане видят, как их батюшка с кем-то ссорится, ругается, сплетает интриги? Мы, приходские священники, сугубо ответственны, если наше поведение соблазнительно для церковных людей, а для нецерковных служит поводом к поношению на Церковь. Очень рискованно овце наряжаться волком.

    Просто овцу могут пожалеть, а ряженую, быстро распознав, станут ненавидеть. Не следует грозить своим противникам тем, чего не сможешь или по совести не захочешь сделать.

    Нельзя и очень опасно обращаться за помощью к уголовникам, чтобы они своими преступлениями помогли даже в добром, по-видимому, деле. Нельзя и соглашаться, если они сами такую помощь предлагают. Мало того, что это грешно, но уголовники могут счесть священника, который «благословил» их на преступление, за своего и начать обращаться к нему как к своему, и так мало-помалу он может оказаться втянутым в преступный мир.

    Один мой знакомый настоятель сельского храма терпел много неприятностей от директора находившегося неподалёку небольшого завода.

    Об этом, естественно, знали окрестные жители, многие сочувствовали, и как-то раз к нему пришли двое местных бандитов и предложили «разобраться» с этим директором. Священник твёрдо отказался от такой помощи, хотя соблазн, как он мне рассказывал, был. В дальнейшем, надо сказать, отношение директора к Церкви совершенно изменилось, и он даже много помог храму материально.

    В восьмидесятых годах мне пришлось быть свидетелем такой во всех отношениях печальной истории. Поссорились священник и диакон. Особенной причины для вражды не было, да и повод был мелкий, но примирения не произошло. Вскоре диакона перевели в другой город, в двух сутках езды на скором поезде, и рукоположили в священника. Потом епархию разделили, и поссорившиеся клирики оказались ещё и в разных епархиях.

    Однако спустя несколько месяцев бывший диакон за недостойное поведение попал под запрет, вернулся в тот город, в котором служил его противник, вошёл в доверие к начальству, стал старостой кафедрального собора. Имея постоянное общение с властями, этот староста имел удобную возможность клеветать на священника (он этого и не скрывал) и в конце концов добился, чтобы того изгнали из епархии.

    Конечно, пострадавшему батюшке вообще не нужно было ссориться с диаконом, а поссорившись -постараться помириться. Это само собой, и это главное. Но, кроме того, неплохо помнить, что далёкое, бывает, вдруг становится близким, а невероятное - обыденным, что тот, кто сегодня считает за честь нам поклониться, завтра может стать нашим начальником и что очень часто камень, который мы бросаем в ближнего (даже, как нам кажется, справедливо), ударяет в нас самих. Если кто-то как бы по должности обязан быть моим противником, то, если возможно, лучше избежать хотя бы личного конфликта, потому что по должности враждуют далеко не так сильно, как из личной ненависти. Никогда нельзя пренебрегать даже самым ничтожным противником. Когда человек чувствует себя в безвыходной ситуации, когда ему нечего терять, в нём могут неожиданно проявиться ранее совершенно незаметные качества: робкий иногда вдруг становится дерзким, малодушный - мужественным. Известно, что и маленький зверёк, загнанный в угол, может напасть на человека.

    Если сотрудника уволили из храма даже совершенно справедливо, хорошо, если он будет иметь возможность рассказывать своим знакомым, что уволился сам. Хотя иногда во избежание клеветы и поношения на Церковь приходится предавать огласке истинные причины увольнения человека.

    Нужно, сколько возможно, стараться, чтобы уволенный был заинтересован в том, чтобы не клеветать на Церковь. При увольнении сотрудника, особенно против его желания, необходимо скрупулёзно соблюдать букву закона, чтобы не пришлось потом по решению суда восстанавливать изгнанного на работе, да ещё оплачивать ему вынужденный прогул.

    Сообщая о каком-то происшествии (особенно если в официальном письме, рапорте и т. п.), не следует резко выражаться о людях, даже если очень этого хочется и они вполне этого заслуживают. Лучше держаться вежливости и доброжелательства. Тот, кто резко выражается, всегда производит неблагоприятное впечатление. Но и наоборот! Если приходится разбирать какое-то дело, не нужно слишком поддаваться поверхностным впечатлениям. Часто правый бывает неприятным, а виноватый - приятным. Нужно стараться разбираться по существу.

    Доверие и проверки

    Из писем святителя Филарета Московского:

    Если человек обманул меня однажды под предлогом не беспокоить, не должно ли мне каждую минуту опасаться, что он и теперь меня в чем-нибудь обманывает? Так, для того, чтобы не беспокоить однажды, лишают спокойствия навсегда и разрушают доверенность. (350)

    Если скрыть от начальства один случай беспорядка, как оно может быть спокойно и не опасаться, не скрыто ли десяти? (353)

    Слово «не смел» никогда не казалось мне ни приятным, ни полезным, а неприятным и неполезным нередко. Поставлять людей на опыт хорошо, но не в искушение. (352)

    Когда возникает помысел недоверия, непременно даётся неприятное значение иному, что делается просто и случайно. (349)

    По доносу, который никого не щадит, но никого не именует, нельзя делать исследования. (349)


    На ключевых должностях, особенно связанных с материальными ценностями, должны быть только проверенные, честные люди. При этом важно, чтобы не только я доверял сотруднику, но чтобы и он мне доверял. Мало моей уверенности в том, что казначей не положит себе в карман ни копейки церковных денег.

    Важно, чтобы и казначей верил, что мои распоряжения как настоятеля определяются желанием принести пользу Церкви, а не тщеславием или корыстью, хотя невольных ошибок, конечно, невозможно избежать. Лучше всего, когда есть полное взаимное доверие. Но если проверки необходимы, то они должны быть тактичными или являться частью заведённого порядка, а не знаком личного недоверия.

    Одним неразумным словом можно испортить добрые отношения непоправимо и навсегда.

    Мелочный контроль может честного сотрудника оскорбить, так что у него опустятся руки, а нечестного - озлобить, причем без пользы для дела.

    Идеала не бывает

    Из писем святителя Филарета Московского: Хлопотать много по страсти, без нужды, не надобно, а пещись о порядке с рассуждением и миром надобно.

    Вспомните писанное: «Буди бдя и утверждая прочая имже умрети». Мы бы сказали, для чего же заботиться, бдеть, утверждать то, что уже обречено умереть? Оставим, пусть кое-как остаётся до смерти. Но не то повелевает истинное слово: буди бдя и утверждая. Не будь нерадив. Не допусти до разрушения прежде времени.

    Если скажем: не станем починивать ветхого дома - будущей весной перейдём в новый, а ветхий будет сломан, то придёт прежде весны, зима и заставит нас раскаяться, что решились доживать кое-как без починки. (349)


    Нехорошо требовать от других (в том числе подчинённых) нравственных качеств, которых не имеешь сам. Я знал одного настоятеля многоштатного прихода, в общем доброго и благочестивого человека, который имел немощь - очень много разговаривал в алтаре во время богослужения. Естественно, остальные клирики тоже разговаривали, когда хотели. Иногда настоятель обращал на это внимание и делал им замечания, и. хотя эти замечания были вполне справедливыми, клирики на него обижались.

    Не следует ни от себя, ни от других ожидать безошибочности. Нужно заранее смириться с тем, что и ошибки будут, и неприятности будут следовать одна за другой и что выбирать, как правило, придётся не из различных благ большее, а из многих зол - меньшее.

    Ожидать от всех людей, с которыми приходится входить в деловое общение, всегдашней доброжелательности и честности нет оснований, но мы должны прощать и покрывать любовью немощи ближних.

    Нужно видеть в сотрудниках храма не только более или менее подходящих специалистов, но и живые души, нуждающиеся в спасении. Иногда бывает необходимо потерпеть какие-то важные профессиональные недостатки человека, ради того чтобы не смутить, не оттолкнуть его от Церкви и тем не погубить его в вечности.

    Мы не должны быть подозрительными, но и не должны быть наивными. На приходе можно и нужно стараться создавать и поддерживать добрые, искренние и доверительные отношения. Но приходится смиряться с тем, что это не всегда удаётся.»


    По материалам статьи из журнала «Ризница» № 38 (весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», Протоиерей Константин Островский, Благочинный церквей Красногорского округа, настоятель Успенского храма г. Красногорска.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос