Деревянная утварь храма

Дата публикации или обновления 01.07.2017
  • К оглавлению: Журнал «Церковный благоукраситель»
  • К оглавлению раздела: Обзор православной прессы

  • Деревянная церковная утварь - неотъемлемая часть убранства православного храма. Поговорим вкратце о составляющих ее предметах и приведем их полный список, который поможет при обустройстве церковного интерьера. Мы не будем останавливаться на главных, канонических частях церковного убранства - иконостасе, престоле, жертвеннике, которым в каждом выпуске наших изданий посвящается немало публикаций: уделим внимание менее значимым, но необходимым предметам.


    Помимо иконостаса, неотъемлемой частью церковного интерьера являются киоты для икон. Киот выражает почитание, воздаваемое образу, поэтому его, как правило, благолепно украшают: резьбой, басмой и т.п.

    Слово «киот» - греческого происхождения и в переводе означает «ящик». Кстати, в Греции распространены уличные киоты, выполненные в виде миниатюрных часовен, внутрь которых помещают одну или несколько икон, а иногда — и зажженную лампадку. Такие киоты-часовни устанавливают на дорогах, улицах, во дворах домов и монастырей, напоминая прохожим о молитве.

    Киоты не только украшают образа, но и защищают их от пыли, влажности, перепадов температуры и, что не менее важно - от излишнего (или, напротив, недостаточного) усердия прихожан, прикладывающихся к святыне то помазанным освященным елеем лбом, то накрашенными губами. Внутри правильно выполненного киота естественным образом формируется микроклимат, благоприятный для иконы. Киот должен подходить иконе по размеру, причем его детали не могут соприкасаться с поверхностью образа.

    Чтобы между красочным иконой и стеклом оставался зазор, а образ был надежно закреплен, в киотах обычно устраивают специальную рамку. Для особо ценных, старинных икон выполняют особые киоты, в которых внутренний микроклимат задается и поддерживается специальными приборами.

    Киоты бывают оформленными в виде напольных киотов и настенных киотов, одиночными или составляющими композиции. В больших храмах напольный киот зачастую представляет собой целую миниатюрную часовню с сенью и ступенями. В такие киоты обычно помещают особо почитаемые иконы.

    Хорошо, если киоты, иконостас и прочие элементы убранства храма выполнены в едином стиле. Мастерские, работающие над церковным благоукрашением, как правило, предлагают заказчикам составить общий проект церковного интерьера, где каждая деталь будет гармонично сочетаться с прочими. Если же убранство храма отчасти сформировано - квалифицированные мастера разработают новые предметы утвари таким образом, чтобы они подходили к уже имеющимся.

    Существуют также уличные киоты, главное назначение которых - защищать иконы, украшающие фасады храмов. Такой киот обычно представляет собой достаточно массивную застекленную раму, главное требование к которой - надежность и влагонепроницаемость.

    В храмах, где почивают мощи святых, можно увидеть выполненную из дерева раку, которая зачастую бывает увенчана резной деревянной сенью. Как правило, рака представляет собой целую композицию: устанавливается на помосте или солее, куда ведут ступени, рядом с ней располагается образ святого, чьи мощи находятся внутри. Сень зрительно выделяет раку из общего объема храмового помещения. Таким образом молящиеся, подходящие приложиться к мощам, поднимаясь к раке, входя под сень, словно оказываются в особом, сакральном пространстве, что помогает настроиться на молитвенное и благоговейное расположение.

    Хранилищем святынь являются и мощевики (реликварии для мощей), чаще всего имеющие форму ларцов. Встречаются и мощевики-витрины - настольные или подвесные, которые по сути представляют собой разновидность киота. В мощевиках-витринах нередко выставляют для поклонения реликвии, связанные со святыми относительно недавних времен.

    В Великий Четверток, а также на Успение в центре храма устанавливают специальную гробницу, на которую полагают плащаницу Спасителя или Божией Матери. Такая гробница обычно бывает торжественно украшена. Из дерева вырезают Голгофу - образ страждущего на Кресте Спасителя.

    Аналои используются в храме повсеместно и имеют различные формы и назначения. На стационарных аналоях полагают святыни: иконы, мощевики. Особенное внимание уделяется центральному аналою, на который возлагается икона праздника, богослужебное Евангелие. Такие аналои обычно бывают достаточно богато украшены резьбой, иногда - басмой, росписью или инкрустацией и составляют часть церковного убранства. Аналои на клиросе выполняются таким образом, чтобы сформировать удобное рабочее пространство для певчих. На клиросных аналоях обычно закрепляют лампы, а внутри них устраивают полки для хранения нот и богослужебной литературы. Также в храме необходимы складные переносные аналои.

    Вдоль стен храмов нередко устанавливают скамьи и стасидии. Данные предметы церковной меблировки также могут стать достойным украшением храма. Стасидии - это высокие кресла с подлокотниками, сиденье которых принимает разные положения, в зависимости от которых в них можно сидеть, стоять прямо или оперевшись.

    Стасидии пришли к нам из Греции, поэтому они особенно органично смотрятся в храме, убранство которого выполнено в византийском стиле. Впрочем, стасидии встречаются и в исконно русских по архитектуре храмах, например в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Скамьи также могут украсить собой храм. Нередко искусные изготовители стилизуют их под старину, украшают резными узорами, а внутри, опять же, устраивают емкости для хранения, где могут находиться достаточно большие предметы.

    В алтаре располагаются скамьи для священнослужителей; если же храм является кафедральным собором, то на горнем месте в алтарь помещают архиерейский трон.

    Такая торжественность проистекает из символики православного богослужения: во время службы епископ знаменует собой Христа.

    В монастырях трон устанавливают для игумена или игумений - вне алтаря.

    Говоря о емкостях для хранения, важно не забыть о шкафах для облачений и церковной утвари, которые обычно располагаются в диаконнике - боковой части алтаря.

    В западной части многих храмов располагается так называемый свечной ящик - отгороженный прилавком утолок, где можно приобрести свечи и подать записки. Свечной ящик вместе с витринами, шкафчиками и т.п. может быть выполнен как единое целое, составляющее органичную часть церковного интерьера.

    Обустраивая церковный интерьер, не стоит забывать и о таких его деталях, как двери и переплеты окон. Они могут быть украшены резными крестами и узорами, общими для всей деревянной церковной утвари.

    Выполненные специально для храма, они составят органичную часть его убранства, завершая гармонию единого внутреннего пространства.


    По материалам статьи из журнала «Церковный благоукраситель» № 38 (весна 2013 г.) издательского дома «Русиздат», автор Елена Вишковская

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос