Третий Рим

Дата публикации или обновления 01.05.2021
  • К оглавлению: Православный словарь.

  • А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я

    Третий Рим

    Почему Москву величали «Третьим Римом»?

    Столетие за столетием маленькая деревянная Москва росла, строилась и крепла. Московское княжество прирастало новыми землями.

    Крупнейшие русские города того времени — Рязань, Тверь, Новгород, Ростов Великий, Ярославль — уже были присоединены к Москве. Расширившееся Великое княжество Московское стало государством и начало граничить не с другими русскими землями, а с государствами шведов, немцев, литовцев и татар.

    Издревле на Руси столица православной Византии — город Константинополь, или Царьград, — считалась центром всего православного мира. После захвата Византии турками центром православия стала Москва, которую затем нередко стали называть «Третьим Римом». Но почему именно так?

    В далеком IV веке Римская империя была центром христианского мира — наши предки ее прозвали Первым Римом.

    В XI веке христианство разделилось на западное (римско-католическое) и восточное (православное). Центром католичества стал город Рим, а центром православного мира — Константинополь, столица Византийской империи, которую прозвали Вторым Римом.

    И когда Константинополь был завоеван турками, Русь, как мощная великая держава, осталась единственной православной и духовной наследницей Первого Рима и Константинополя — Рима Второго. В мире осталось только одно Московское государство, которое имело своего православного государя и независимого митрополита. Так что получается, Москву вполне обоснованно стали величать Третьим Римом.

    К тому же считалось, что, подобно Риму и Константинополю, Москва тоже располагается на семи холмах (хотя на самом деле их больше). Великий московский князь Иван III в 1472 году женился на племяннице византийского императора — Софии Палеолог. У покоренной турками Византии Московским государством был заимствован герб — двуглавый орел.

    Первым высказал мысль о всемирном значении Москвы как православного царства в начале XVI века монах-старец Псковского Спасо-Елиазарова монастыря Филофей. В своем послании к великому князю Василию он писал: «Блюди и внемли, благочестивый царю, яко вся христианская царствд снидошася (сошлись) в твое едино, яко два Рима падоша, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быта (не быть)».

    Действительно, уже много столетий Москва является центром православия всего мира. По предсказанию старца Филофея столица нашей родины всегда будет оставаться всемирным центром православной веры.

    Т
    Таинства Таинства Церкви Тайна исповеди Тайная вечеря Тезоименитство Теология Теософия Теплота Терпение Тетраморфы Тетраптих Типикон Толстой Лев Николаевич Тон Константин Андреевич Торжество Православия Трапезная Требник Требы Трезвон Третий Рим Третий час Трикирий Триодь Триодь постная Триодь цветная Трисвятое Троица Троицкая родительская суббота Троицын день Троичен Трон на Горнее место Тропарь Трубецкой Евгений Николаевич Туринская Плащаница Турчанинов Петр Иванович Тютчев Федор Иванович Тябло

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос