Набережные Ленинграда

Дата публикации или обновления 30.04.2022
  • К оглавлению: Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга
  • К оглавлению: история Ленинграда

  • Архитектура набережных рек и каналов с гранитными спусками, художественными чугунными оградами и многочисленными мостами составляет характерную особенность архитектурного пейзажа Ленинграда и свидетельствует о высоком уровне русского градостроительства.

    Благоустройство берете многочисленных рек Петербурга началось с 1-й половины 18 в. Первая деревянная набережная появилась в 1703 вблизи Петропавловской крепости, а затем — на противоположном берегу реки Невы (от Летнего сада до Адмиралтейства). С 1730-х гг. укрепление набережных ведется систематически и более тщательно; вместе с ними сооружаются деревянные пристани и мосты через реки и каналы.

    Учрежденная в 1762 «Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы» предусмотрела облицовку гранитом берегов Невы, реки Мойки, Фонтанки и городских каналов, сооружение постоянных мостов, устройство около них въездных площадей.

    В том же году начались работы. Хотя попытки устройства каменных набережных на Неве известны с 1720, первая постоянная гранитная набережная Невы была построена при участии С. А. Волкова и Ю. М. Фельтена в 1763 — 88 «от Галерного двора до Литейного дома» с разрывом против Адмиралтейства, где существовали доки для спуска кораблей в Неву. Набережная на этом участке была построена лишь в 1873—74.

    Одновременно с набережной на Неве строились гранитные пристани и спуски. Вблизи Адмиралтейства по проекту архитектора К. И. Росси и инженера А. И. Готмана в 1818 — 32 были сооружены две пристани: Дворцовая и Петровская, существующие и поныне.

    В 1925 — 34 Дворцовая набережная была реконструирована под руководством инженера Б. Д. Васильева и др.

    Перед Таврическим дворцом в 1793 была построена иод руководством инженера И. К. Герарда гавань с гранитными устоями и облицованными камнем дамбами. В 1774 была построена гранитная пристань у Невских ворот Петропавловской крепости по проекту инженера Муравьева. В 1779— 1787 облицовываются гранитом стены крепости со стороны Невы.

    В 1804—10 по проекту архитектора Тома де Тойона и инженера И. К. Герарда на стрелке Васильевского острова строится гранитная набережная. От нее вниз по течению Невы возводится в 1804 — 10 и 1831 — 35 Университетская набережная: украшенная привезенными из Египта сфинксами пристань — в 1832 — 34 против Академии художеств (архитектор К. А. Тон); отсюда набережная была продолжена до Горного института и закончена в 1852. В 1901 — 1903 была возведена Петровская набережная (архитектор Л. И. Новиков, инженер Ф. Г. Зброжек), украшенная привезенными в 1907 из Маньчжурии фигурами львов. При строительстве набережных стенки часто выносились далеко в русло реки.

    Во 2-й половине 18 — начале 19 вв. большой размах получили работы по благоустройству берегов Фонтанки, Мойки, Екатерининского (ныне канал Грибоедова) канала, которыми руководили инженеры Ф. В. Бауэр и И. К. Герард. Были облицованы гранитом берега каналов и малых рек, замощены набережные, устроены гранитные тротуары и узорчатые чугунные перила или гранитные парапеты. Работы по облицовке гранитом Екатерининского канала выполнены в 1764 — 83, Фонтанки — в 1780 — 89, а Мойки — в 1797 — 1810. В 1783 — 84 была одета камнем Зимняя канавка.

    Большая работа по устройству и реконструкции набережных Невы и других рек Ленинграда развернулась с 1924, принимая все более широкие размеры.

    В 1925 сооружается набережная Робеспьера, в 1926 по проекту Е. И. Катонина — Новодеревенская, в 1927 — Мытнинская. По проекту архитектора Л. Л. Ильина и инженера Б. Д. Васильева в 1926 — 27 благоустраивается стрелка Елагина острова. Здесь сооружается набережная с видовой террасой, облицованной гранитом, вместо обычного свайного основания под террасу прямо на грунт уложена мощная бетонная подушка, па которой стоит все сооружение.

    В 1926 — 1928 построена двухъярусная набережная у Фарфорового завода им. М. В. Ломоносова (архитектор В. А. Витман и М. А. Орлов, инженеры Б. Д. Васильев, Е. В. Тумилович).

    В 1928—29 облицована камнем Калашниковская набережная. Поставлена бетонная стенка от реки Монастырки до Обводного канала.

    В 1924 была сооружена постоянная Пироговская набережная, выдвинутая в реку, вследствие многолетней подсыпки грунта, почти на 200 м (архитектор В. А. Витман, М. А. Орлов, инженеры Б. Д. Васильев, Е. В. Тумилович).

    В 1928 -29 строится Арсенальная набережная.

    В 1932 построена набережная реки Ждановки (архитектор К. М. Дмитриев, инженеры И. Б. Тарасенко, Г. К. Усов).

    В 1930 — 37 сооружена набережная по правому берегу Невы (архитектор К. М. Дмитриев, инженер Г. К. Усов).

    Бетонная набережная устроена на значительном протяжении Обводного канала.

    Набережные Невы, построенные до 1917 г.

    Набережные Невы, левый берег.

    • Набережная Красного флота — 1 277 м
    • Адмиралтейская набережная — 456 м
    • Дворцовая набережная — 1 653 м
    • Набережная Кутузова — 647 м
    • Набережная Тучкова — 557 м
    • Набережная Робеспьера — 520 м
    • Итого: 5 110 м

    Набережные Невы, правый берег.

    • Набережная Лейтенанта Шмидта — 1366 м
    • Университетская набережная — 1133 м
    • Набережная стрелки Васильевского острова — 500 м
    • Тучковобуянская набережная — 180 м
    • Петровская набережная — 1420 м
    • Итого: 4 599 м

    Набережные Невы, построенные в годы Советской власти.

    Набережные Невы, левый берег.

    • Набережная Робеспьера — 1 200 м
    • Калашниковская набережная — 260 м
    • Шлиссельбургская набережная — 970 м
    • Набережная у Володарского моста — 430 м
    • Итого: 2 860 м

    Набережные Невы, правый берег.

    • Ждановская набережная — 468 м
    • Мытнинская набережная — 350 м
    • Пироговская набережная — 527 м
    • Арсенальная набережная — 260 м
    • Правобережная набережная — 4 970 м
    • Итого: 6 775 м

    Также см. мосты Ленинграда.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос