Крамской Иван Николаевич

Дата публикации или обновления 29.04.2021
  • К оглавлению: Энциклопедический словарь Санкт-Петербурга
  • К оглавлению: история Ленинграда

  • Крамской Иван Николаевич (1837 — 1887)— живописец и художественный деятель.

    Родился 27 мая (8 июня) в г. Острогожске бывшей Воронежской губернии в бедной мещанской семье.

    Приехав в Петербург, Крамской Иван Николаевич поступил в 1857 в Академию художеств.

    В 1863 по инициативе Крамского Ивана Николаевича группа учеников отказалась писать программную (дипломную) картину и демонстративно покинула Академию.

    «Протестанты» образовали «Артель художников», которую возглавил Крамской Иван Николаевич.

    Горячее участие принял Крамской Иван Николаевич в создании Товарищества передвижников; в течение многих лет Крамской И. Н. направлял его деятельность, руководил его борьбой.

    Идеалом Крамского Ивана Николаевича был художник нового типа, идущий в авангарде общества, сознательный и дальновидный критик общественных явлений, на которого возложена высокая ответственность перед народом.

    В 70—80-х гг. Крамской Иван Николаевич создал свои лучшие произведения, главным образом портреты писателей и художников, в том числе хранящиеся в Русском музее портреты скульптора М. М. Антокольского (1876), живописца В. Г. Перова (1882), астронома О. В. Струве (1886) и замечательный портрет пейзажиста И. И. Шишкина (1880) и др., а также ряд портретов крестьян, в т. ч. «Мина Моисеев» (1882, Русский музей).

    Крамской Иван Николаевич был крупнейшим мастером реалистичного портрета.

    Сосредоточивая внимание на лице и особенно на выражении глаз, давая максимально простую и лаконичную композицию, он с огромной силой выявлял интеллектуальный, духовный мир человека, подчеркивал наиболее важные, типические черты.

    Лучшие портреты Крамского И. Н. воплощают особенно близкую ему тему художника-гражданина.

    Крамским созданы большие картины — «Христос в пустыне» (1872), в которой художник использовал евангельскую легенду для выражения идеи морального долга человека перед обществом, «Неутешное горе» (1884, в Русском музее — вариант 1883) и др.

    Статьи Крамского в «Художественном журнале», «Историческом вестнике» и др., его обширная переписка заключают в себе систему передовых эстетических воззрений и конкретную критику произведений, которые появлялись на выставках.

    Крамской Иван Николаевич жил на 8-й, с 1863 — на 17-й (дом 4) линии Васильевского острова, с 1866 — на углу Адмиралтейской пл. и Вознесенского проспекта, с 1869 — на Биржевой линии Васильевского острова, 18/2.

    Умер Крамской Иван Николаевич 25 марта (6 апреля) в Петербурге.

    Похоронен на Смоленском кладбище, ныне могила в Некрополе мастеров искусств.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос