Кировский завод
Кировский завод (с 1868 до 1922 года - «Путиловский завод», с 1922 по 1934 год - «Красный путиловец») — машиностроительный и металлургический завод, одно из старейших и крупнейших предприятий в СССР.
Основан в апреле 1801 г.
До 1824 Кировский завод выпускал главным образом артиллерийские снаряды и предметы обихода, в 1868 на заводе было организовано производство рельсов, с 1873 началось производство паровозов и вагонов.
Коллектив завода сыграл историческую роль в революционной борьбе русского рабочего класса, в установлении Советской власти и укреплении хозяйственной и оборонной мощи СССР.
«Не было в истории революционного движения в России такого момента, — указывал С. М. Киров — когда не было бы слышно могучего имени путиловского рабочего. В самые тяжелые, в самые "мрачные времена царской России в стенах "Красного путиловца" ни разу не потухало революционное пламя. И как только раздвигались жестокие застенки царизма, первые призывные революционные песни шли из этих исторических стен "Красного путиловца"».
После 1895 на заводе был создан рабочий кружок, который играл ведущую роль в революционном движении рабочих на предприятиях за Нарвской заставой.
В апреле 1896 в пушечную мастерскую поступил токарем М. И. Калинин.
С 1898 он являлся руководителем путиловской социал-демократической организации — Центральной группы Нарвской заставы.
Станок, на котором работал М. И. Калинин, установлен в механическом цехе.
Над станком портрет М. И. Калинина и мемориальная надпись: «Здесь с апреля 1896 года по июль 1899 года работал Михаил Иванович Калинин».
Неоднократно бывал у путиловцев В. И. Ленин. 12 (25) мая 1917 В. И. Ленин, выступая на митинге с участием многих тысяч путиловцев, говорил о земле, о мире, о власти Советов, разоблачал грабительский характер империалистической войны и предательскую роль Временного правительства.
В ночь с 28 на 29 октября (10 — 11 ноября) В. И. Ленин приезжал на завод как глава Советского правительства.
Он призвал путиловцев ускорить постройку бронепоезда для обороны Петрограда от белогвардейских банд.
В память о посещении В. И. Лениным Путиловского завода на стене прокатного цеха установлена мемориальная доска.
«Красный путиловец» сыграл выдающуюся роль в техническом прогрессе социалистической индустрии, в освоении новых сложнейших изделий, в завоевании и упрочении технико-экономической независимости СССР.
На заводе впервые в СССР в мае 1924 было начато производства тракторов.
Завод сыграл видную роль в производстве турбин; первым в стране освоил выпуск пропашников, легковых автомобилей и других машин.
Во время Великой Отечественной войны завод снабжал фронт оружием и боеприпасами.
В послевоенные годы завод создал много новых марок стали, цветных сплавов, освоил прокат разных профилей; начали широко применяться новые формы литья черных и цветных металлов, профильный холодный прокат, выпускаются крупные поковки валов, дисков и др.
Завод продолжает совершенствовать производство энергетических машин.
Освоено производство машин, требующих большой точности.
В 1926 в связи с 125-летием завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.
17 декабря 1934 ему присвоено название «Кировский завод».
В 1939 завод награжден орденом Ленина; в апреле 1940 — орденом Красного Знамени.
В апреле 1951 в связи с 150-летнем Кировский завод награжден вторым орденом Ленина.