Исторический очерк

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: жития святых
  • К оглавлению: Жизнеописание блаженной старицы Евфросинии Колюпановской
  • Краткий исторический очерк прихода и церкви села Колюпаново Алексинского уезда Тульской губернии.

    Село Колюпаново расположено на правом берегу реки Оки, близ Сызрано-Вяземской железной дороги в расстоянии двух верст от станции «Алексин», шести верст от города Алексина и пятидесяти двух - от губернского города Тулы.

    Откуда произошло самое название села, объяснить довольно трудно. Дело в том, что наш единственный в данном случае источник - местное предание - дает относительно этого маловероятные показания, относящиеся скорее, как удачно выразился один историк, «к области исторических курьезов».

    Оно рассказывает, что в дремучих лесах, покрывавших некогда берега Оки, одно время бродили беспокойные разбойничьи шайки, своими грабежами наводившие ужас на жителей окрестных местностей. Однажды в руки этой вольницы попал какой-то важный пан, которого разбойники ограбили и закололи, приговаривая «колю пана нова», отсюда будто бы местность эта, а по местности и возникшее впоследствии село, получили название Колюпанова.

    Приход села Колюпанова образовался, надо полагать, в начале XVII, а может быть, даже и в конце XVI столетия. Как гласит местное предание, храм существовал здесь еще до разорения города Алексина поляками и литовцами, что случилось в эпоху «великой разрухи», смутного времени (1598-1613 гг.); а если существовал храм, то, вполне вероятно, был и приход. То обстоятельство, что то же самое предание, как увидим ниже, называет этот древний храм монастырским, в данном случае нас смущать не должно, так как в те отдаленные времена седой старины уединенные монастырские храмы в этих местах сплошь и рядом являлись и приходскими для окрестного населения.

    Как велик был приход этой первой колюпановской церкви, сказать трудно. Церковная летопись села по этому поводу говорит только: «Приход села Колюпанова до 1873 года состоял из села и деревни Игнатовки». Но с которого времени стал существовать колюпановский приход в таком составе, она умалчивает.

    Мне кажется более естественным предположить, что такой состав приход села Колюпанова получил не раньше, как со времени построения в селе второго храма, т.е. не раньше 1695 года, если не позднее этого.

    Количественный состав этого, существовавшего до 1873 года колюпановского прихода, ревизия 1858 года определяет в 143 души мужского пола, из них 100 приходится на село и 43 на деревню Игнатовку.

    С 1873 года приход села Колюпанова стал существовать уже в составе села и двух деревень - Игнатовки и Свинки, и общая численность его мужского населения по данным 1895 года достигла 214 душ, из которых на деревню Свинку приходилось 10, на Игнатовку - 68 и на село - 136.

    В таком составе приход этот просуществовал до 1896 года, когда указом Его Императорского Величества из Тульской духовной консистории1 деревня Игна-товка, отстоявшая от своей приходской церкви на 12 верст, по просьбе ее жителей за дальностью расстояния была отчислена от прихода села Колюпанова и присоединена к приходу села Сенева.

    С тех пор и до настоящего времени приход села Колюпанова состоит из села и деревни Свинки. Общая численность его мужского населения, по данным 1914 года, определяется в 156 душ, из них на село приходится 141 душа и 15 на деревню Свинку.

    С 29 марта 1873 года к приходу села Колюпанова за упразднением штатных мест священника и псаломщика при Николаевской церкви села Фомищева был приписан и фомищевский приход в составе села и деревни Болото с 200 душ общего количества населения мужского пола.

    Что касается приходского храма, то до существующего в настоящее время в селе Колюпанове преемственно были еще два, и оба - во имя Казанской Божией Матери. О первом из них предание говорит, что он был построен еще до разорения г. Алексина поляками и литовцами в смутное время (1598-1613) и находился на левом берегу речки Прошенки при самом слиянии ее с Окой. Здесь, добавляет предание, был монастырь.

    После смутного времени монастыря уже не существовало, а когда перестал существовать и самый храм, не известно. Известно лишь, что в 1695 году в Колюпанове был выстроен новый храм. Об этом свидетельствует надпись на сохранившемся храмозданном кресте.

    «Освятися, - читаем в этой надписи, - Жертвенник Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в храме явления иконы Пресвятыя Богородицы Казанския при державе Благочестивейших Великих Государех и Великих Князех Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче всея великия и малыя и белыя России Самодержцех по благословению Великаго Господина Святейшаго Кир Адриана Архиепископа Московскаго и всея России и всех северных стран Патриарха, в лето 7203 индикта 3-го июля в 13 день на соборе Св. Архистратига Гавриила».

    Храм этот был деревянный, находился уже в расстоянии одной версты как от реки Оки, так и от реки Прошенки и существовал до 1779 года, когда он, зажженный молнией, сгорел. От этого пожара уцелели: 1) антиминс холщовый, освященный Высокопреосвященным Тимофеем, митрополитом Московским и Севским в 1760 году июля 5 дня; 2) два четвероконечных напрестольных серебряных вызолоченных креста: большой - с 10 частицами святых мощей и малый - с частицами Древа Креста Господня, Ризы и Животворящей Крови Спасителя и 8 частицами святых мощей; 3) икона Казанской Божией Матери и 4) простой деревянный храмозданный крест. Все это было передано в соседнюю Николаевскую церковь села Фомищева. После пожара по малочисленности и бедности прихода не было разрешено приступить к постройке в Колюпанове нового храма. Но икона Казанской Божией Матери явила свое чудо: она исчезла из церкви села Фомищева и явилась на березе против сгоревшего храма села Колюпанова. Местные помещики Бобрищевы-Пушкины поставили эту икону в своем доме.

    Произведенным дознанием было установлено, что икона не могла быть кем-либо вынесена из церкви и поставлена на указанном месте, так как храм села Фомищева, по показанию тамошних священно-церковнослужителей, был все время заперт, а замки на храмовых дверях и оконные решетки церкви были найдены в совершенной целости.

    После того, как таким образом был установлен сверхъестественный характер факта явления иконы Казанской Божией Матери в селе Колюпанове, местные помещики Бобрищевы-Пушкины стали усиленно ходатайствовать о разрешении построить в Колюпанове на месте сгоревшего новый храм во имя этой иконы.

    Разрешение, наконец, было получено, но к постройке храма по недостатку средств удалось приступить только в 1782 году. Храм строился на средства сержанта лейб-гвардии Преображенского полка Михаила Александровича Бобрищева-Пушкина, и в начале 1783-го года постройка его была уже окончена. Это тот самый деревянный храм, который существует и до настоящего времени.

    Икона Казанской Божией Матери с большим торжеством была принесена из дома гг. Бобрищевых-Пушкиных в только что созданный храм и помещена в иконостасе по левую сторону Царских врат. Сюда же были перенесены и другие святыни, уцелевшие от пожара 1779 года и в свое время переданные в Николаевскую церковь села Фомищева, в том числе и антиминс, в 1784 году за ветхостью замененный новым.

    4 февраля 1783 года вновь устроенный храм села Колюпанова по благословению Преосвященного Феодосия, епископа Коломенского и Каширского, был торжественно освящен во имя иконы Казанской Божией Матери «присутствующим г. Алексина Духовного Правления пресвитером Предтечевой церкви Иоанном Предтечевским».

    В начале XIX века в храме этом устроен придельный алтарь во имя свв. мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии.

    В 1854 году храм был заново перестроен при особом старании приходского священника о. Павла Просперова, взявшего лично на себя нелегкий труд сбора денег на сей предмет. 7 июля 1855 года в Казанском храме села Колюпанова под трапезой у северной стены с особого разрешения, преосвященного Димитрия, епископа Тульского и Белевского, погребена блаженная старица Евфросиния, Христа ради юродивая, княжна Вяземская.

    Из святынь, находящихся в этом храме, должны быть особенно отмечены: икона Казанской Божией Матери как чудотворная, икона Божией Матери Троеручица, особо чтимая окрестными жителями (обе одинакового размера 6 и 3/4 на 5 и 7/8 вершка), два четвероконечных напрестольных креста, уцелевших от пожара 1779 года: большой (размером 8 и 1/4 на 4 и 1/2 вершка) серебряный, бывший в свое время вызолоченным, и малый (размером 3 на 2 и 3/4 вершка) тоже серебряный и тоже когда-то вызолоченный, оба, как говорят помещенные на оборотной стороне их надписи, с частицами св. мощей, а малый, кроме того, и с частицами Древа Честнаго Христова, Его Ризы и Животворящей Крови.

    Из надписей, сделанных в разных местах оборотной стороны большого напрестольного креста, следует, что в нем вложены:

    1) мощи Иоанна Новгородского,

    2) мощи Антония Печерского,

    3) мощи Иоанна Многострадального,

    4) часть камилавки Антония Римлянина,

    5) часть трости Антония Римлянина,

    6) мощи Никиты Новгородского,

    7) мощи Исаакия Печерского,

    8) мощи Пимена Многострадального,

    9) мощи Агапита-врача,

    10) часть камня Антония Римлянина.

    На оборотной стороне малого напрестольного креста одна сплошная надпись, к тому же безо всяких знаков препинания и безо всякого различия строчных и прописных букв.

    Вот эта надпись (знаки препинания и прописные буквы поставлены автором): «Кровь Христова, риза Спасова, часть древа Креста Господня, мощи святых: Николая Чудотворца, Иосифа Обручника, Иакова брата Господня, Иоанна милостивого, Святого Дементия ис Сарака мучеников Единаго, архидиакона Стефана, Иоанна Синайского, Святаго Иакова».

    Фамильное предание, долго сохранявшееся в роду Бобрищевых-Пушкиных, рассказывало, что этот крест некогда был пожалован каким-то царем одному из членов их рода при крещении. Действительно, крест этот по своему внешнему виду более походит на наперсный, чем на престольный. У него на верхнем конце даже и мочка для подвешивания есть, и потому нет ничего невероятного в том, что передавало в свое время о происхождении этого креста фамильное предание рода Бобрищевых-Пушкиных.

    Относительно состава причта церковная летопись совершенно определенно говорит только о ближайшем нам времени, заявляя, что «в настоящее время при означенном селе Колюпанове с присоединением Николаевской церкви, села Фомищева с приходом, причта положено быть священнику и псаломщику», ограничиваясь касательно времен раннейших таким неопределенным замечанием: «При церкви Казанской Божией Матери села Колюпанова издавна положено было быть трем лицам: священнику, дьячку и пономарю». Сопоставляя между собой эти два свидетельства летописи, можно сказать только, что до присоединения прихода села Фомищева к приходу села Колюпанова причту в Колюпанове положено было состоять из трех лиц, но, с которого времени это положение вело свое начало, на это летопись отвечает неопределенным «издавна».

    С февраля месяца 1891 года при церкви села Колюпанова приходским священником о. Петром Соколовым была открыта школа грамоты, помещавшаяся в церковной сторожке, пока, наконец, в 1899 году для нее не было выстроено особое деревянное, крытое железом здание. Тогда же состоялось переименование ее в церковно-приходскую.

    Погребенная в храме села Колюпанова блаженная старица Евфросиния при жизни своей в разговоре с Н.А. Протопоповой и со своим духовником о. Павлом Просперовым не раз предрекала без обозначения времени, что в селе Колюпанове будет иноческая обитель для желающих посвятить жизнь свою, подобно ей, на служение Богу, и определенно указывала и места будущих монастырских зданий.

    Нужно верить, что со временем Господь исполнит волю своей верной рабы.

    Далее: Рассказ об истории Свято-Казанского храма, о схиархимандрите Христофоре, об исполнении пророчества блаженной Евфросинии и о её благодатной помощи в создании Свято-Казанского женского монастыря.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос