О блаженной старице

Евфросинии

Дата публикации или обновления 01.11.2021
  • К оглавлению: жития святых
  • К оглавлению: Жизнеописание блаженной старицы Евфросинии Колюпановской
  • О блаженной старице Евфросинии, княжне Вяземской Евдокии Григорьевне (1735-1855).

    Блаженны умирающие в Господе...
    Они упокоятся от трудов своих,
    и дела их идут вслед за ними.

    Апокалипсис, Глава 14, ст. 13

    Книгу о блаженной Евфросинии, изданную в 1903 году в Сергиевом Посаде, я взяла у моего соседа в селе Пихтовка, в ссылке. Прочитав ее, я спросила у соседа, не может ли он ее продать. Но он ответил, что она принадлежит не ему, а монахине, что он должен будет ей ее вернуть. Тогда я стала книгу переписывать. (Увы, конец ее был оторван, все кончилось на 78-й странице, на полуслове.) Из книги перерисовала, увеличив, портрет блаженной, повесила на стену. Портрет, потускнев, цел до сих пор.

    Евдокия Григорьевна, княжна, была фрейлиной царицы Екатерины Великой, но придворная жизнь угнетала ее, и она вместе с двумя другими фрейлинами решила покинуть Царское Село. Втроем они переплыли Царскосельские пруды, оставив свои пышные одежды на берегу, а на том берегу надели простую одежду, принесенную им по уговору крестьянками, и ушли по сельским дорогам к митрополиту Филарету. По пути им приходилось быть то просфирнями, то доярками. Митрополит благословил их - каждую на ее подвиг, Евдокию - на подвиг юродства, и она до конца жизни его соблюдала.

    Окончив 1-й выпуск Смольного института, учрежденного Екатериной Второй, зная языки, музыку, все, что преподавалось в Институте благородных девиц, Евдокия, приняв монашество и имя Евфросинии, говорила прибаутками, предсказывала, творила чудеса. 40 лет прожила она в хижине возле Серпуховского женского монастыря. Кормила любимых собак и кошек, сама вкушая по нескольку золотников в сутки и неустанно молясь. А царица, поискав в прудах баграми, сочла фрейлин утонувшими.

    Первая игуменья ее почитала, а по смерти игуменьи другая Евфросинию невзлюбила: велела бросить пук зажженной соломы в хижину-келью, где блаженная жила с животными. Туша огонь, Евфросиния сильно обожглась. И тогда ей приносил корочки хлеба, корешки и глоток воды ворон, которого она, все предвидя, научила клевать кашу из ее рук, а затем из ее рта (это видели ночевавшие у нее странницы, не понимая, зачем она это делает).

    Когда же игуменья велела убить ее трех собак, Евфросиния, горько плача, сказала: «Собак убили - и меня убьют». И уехала из Серпухова в село Колюпаново под Алексином, посещая крестьян, мещан и помещиков.

    Одна помещица построила ей избу и окружила балясником. Блаженная поселила в избе корову, которую ей подарили ее почитатели, а сама жила в бедной хижине. Собирала травки, корешки, камешки. Застав ее за этим, французские офицеры посмеялись над ней, за что она устыдила их на их языке, и они, поняв свою ошибку, кланялись ей и просили прощения. В возрасте ста лет старица выкопала колодец, над ним построили купальню; она велела больным купаться в той купальне, и больные исцелялись.

    Прожила блаженная Евфросиния 120 лет, за три недели до смерти на литургии ей явились ангелы: «Пора тебе, Евфросиниюшка, к нам!» - и она, раздав иконки, книжки, платочки - все свое имущество, тихо скончалась в воскресенье после обедни в три часа дня в 1855 году. Помещица Протопопова испросила у митрополита разрешения похоронить ее под полом церкви. Отпевали ее шесть священников. И немного прошло времени, когда старица явилась во сне своему духовнику со словами: «Углубитесь на аршин - будет благоухание, копайте глубже - увидите, кто лежит». Но священник не понял, испугался и стал служить о Евфросиний панихиды.

    Все это и много больше я рассказала своей 6-7-летней внучке Рите, привезенной ко мне в ссылку в Сибирь, в село Пихтовка (тогда ссылка была назначена пожизненной).


    Однажды, сильно болея горлом, живя одна в перестроенной из конюшни избушке, зимой я мучилась острой болью и решила идти утром за три километре в больницу. Я молилась блаженной и внезапно ощутила, что боль сразу прошла. Будь это от прорвавшегося нарыва, в горле был бы гной, но горло было чисто, я была здорова. Это было первое чудо в моей жизни от блаженной Евфросинии.


    Прошло три года. Вечером я сидела в избе над больной внучкой, у нее поднимался жар. На глазах распухала и краснела ручка. Рита не давала ее касаться дрожала. Больная рука стала вдвое толще здоровой багровая. Заражение крови?

    «Рита, - сказала я, - идти в больницу мы не можем метель, собьемся с пути. Мама на работе допоздна Мы можем сделать сейчас только одно - молитьс5 блаженной Евфросинии». (Рита историю ее знала. Мы стали перед иконой и со всем отчаянием и со все! надеждой стали молиться.

    Сколько мы молились? Минут десять, не больше Когда внучка со страхом и радостью протянула мне руки, они были одинаковые, а от красноты - ни еле да. И жар спал. Это было в селе Пихтовка Новосибирской области, зимой 1955 года, на Первомайской улице.


    По окончании ссылки в 1959 году я с пожилой знакомой Татьяной Петровной Андреичевой и 11 -летней внучкой Ритой по указанной книге о блаженной старице Евфросинии поехала искать ее могилу и источник - в Тульскую область под город Алексин. Но не сразу мы попали туда, так как, ища деревню Колюпа-ново - место упокоения старицы, ошибочно приехали в Калужскую область, в другое Колюпаново, а там никогда не было церкви.

    Переночевав на станции, мы поехали по второму адресу. Усталые, но радостные, мы сели в Алексине на местный дребезжащий автобус и, сойдя по совету местных жителей в деревне Свинки, пошли пешком искать Колюпаново.

    Но нас направили сначала к источнику, в широкую и тихую долину, где по звуку текущего ручья Рита нашла источник и привела нас к нему. Он стекал из узкого квадратного колодца, дно которого было усыпано медными и серебряными монетами. Над ними воды было с полметра. (Ни один озорной мальчишка их оттуда не выгреб - рассказы старших о старице довлели, значит, и ими!)

    Мы попили водички, лившейся струей в ручей. Ручей бежал меж густых берегов, перебегал через дорогу, шедшую вдоль берега, и впадал в Оку.

    Рита знала, что в 100 лет, выкопав этот колодец, старица сказала: «Купайтесь и будете здоровы!» Потом у колодца построили купальню, до революции служившую больным. От нее и следа не было - в революцию разломали не только купальню, зримую на картинке в книге. Там у часовни стоял священник.

    Все предсказания старицы Евфросинии исполнились, кроме одного, что будет в Колюпанове обитель. (Обитель строится или в случае явления иконы, или на мощах.) С кончины старицы прошло 135 лет (в 1990 году), а обители все нет. Но если 1000 лет перед Богом - как один день, то 135 лет подобны нескольким часам.

    В книге о старице Евфросинии значатся слова ее об императоре Франции задолго до Наполеона. «Что вы, матушка! - возразила ей молодая женщина. - Во Франции король!»

    «Знаешь ты, - отвечала блаженная, стоя у окна, глядя в пространство, показывая вперед, отведя руку от лица своего, - нос у него такой...» (Ей виделось лицо Наполеона III.) Но вернемся в Колюпаново. Мы искали сперва, где церковь. Затем, узнав, что она сгорела в 1931 году (когда, разорив ее и устроив в ней сапожную мастерскую, в ней забыли в жаровне горящие угли), и зная по книге, что похоронена старица под полом церкви, мы искали могилу. Увидев нас, к нам с холма от стоящей избушки сбежала пожилая женщина: «Вижу, какие вы люди, чего ищете!» И свела нас к поляне, окруженной лесом, где было две могилы священников, а между ними еще одна - высокая круглая в форме клумбы. «Вот могила нашей святой, - сказала женщина, - чудеса делала! Мой отец от своего отца слышал».

    Тут некогда стояла деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. Ныне посередине пустого места возвышалась могила старицы...

    Однажды с нами по пути туда произошло удивительное. Сойдя с местного алексинского автобуса, мы на пешеходном остатке пути заплутали. Никак не могли найти дорогу, которая вела в долину, где был родник. Внезапно Александр Иванович остановился: «Знаете что, - сказал он, - над нами все кружит жаворонок. Летит вперед и снова возвращается, как будто зовет. Пойдемте за ним!» И как только мы это сделали, жаворонок полетел прямо вперед, затем повернул вбок, и мы вслед за летящей птицей вошли в утреннюю долину. Мы теперь ездили в Колюпаново ежегодно.


    Теперь, чтобы попасть в Свято-Казанский монастырь, остановку поезда сделали, и к маленькой обители и дальше на источник пролегла дорожка. Все поезда, которые идут из Тулы на Алексин, теперь здесь останавливаются. Платформа «Колюпаново».

    Ежегодно в Колюпанове 3 июля (16 июля по новому стилю) - в день кончины блаженной старицы Евфросинии и 25 сентября (8 октября по новому стилю) - в день ее тезоименитства совершаются в храме торжественные соборные богослужения и молебны с акафистом на гробнице. Совершаются крестные ходы на источник два раза в год, которые привлекают в Колюпаново множество паломников.

    Едут сюда верующие и, получив исцеление, благодарят Бога, даровавшего миру чудотворную заступницу. «Дивен Бог во святых Своих!» Радуйся, блаженная старице Евфросиние, Колюпановская похвало и всея земли Тульския преславное украшение.

    Далее: Акафист блаженной старице Евфросинии Колюпановской, Христа ради юродивой.
    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос