Аутогенная тренировка низших ступеней

Дата публикации или обновления 02.08.2021
  • Как научиться управлять собой

  • Цель аутогенной тренировки низших ступеней — повысить уровень произвольной регуляции некоторых исходно непроизвольных вегетативных функций, «опроизволить» их.

    Высшие ступени аутогенной тренировки направлены по преимуществу на упражнение и развитие высших психических функций, таких, как воля, внимание, направленное воображение, мышление, управление эмоциональной сферой.

    Новичка, знающего об аутогенной тренировке лишь понаслышке, манят те же цели — стремление к совершенствованию своей личности как к средству самовыражения.

    Новичок стремится опустить «скучные» упражнения сосудистой или дыхательной гимнастики и сразу перейти к изучению приемов развития воли, тренировки памяти, управления настроением.

    Это вполне понятно: проблемы характера и интеллектуальных способностей в наших глазах нередко значимее частных расстройств телесного здоровья. Не случайно и Шульц, основоположник методики аутогенной тренировки, считал АТ-1 лишь введением в АТ-2. Однако невозможно освоить высшие ступени аутогенной тренировки, не изучив приемов АТ-1.

    Преднамеренно влиять на эмоциональную сферу удается, лишь овладев вегетативными реакциями — все проявления высшей нервной деятельности имеют свою биохимическую и физиологическую природу. Методическая последовательность в аутогенной тренировке может быть нарушена без ущерба для ее конечного результата.

    Шульц считал комплекс АТ-2 основным, главным. Однако эту «главную» АТ постигла неудача: за 45 лет она так и не получила сколько-нибудь значительного распространения, в то время как АТ-1 широко применяется во всем мире. Причина этого в неправильных методологических основах шульцевской АТ-2, в ее громоздкости и чрезмерной усложненности приемов, а главное, в ее конечной неэффективности. АТ-2, по Шульцу, основана на визуализации представлений и является не чем иным, как своеобразным аутопсихоанализом. Как же поступить тому, кто хочет продолжать тренировку на более высоком уровне?

    Проделайте следующее несложное упражнение: добившись аутогенного погружения, представьте себе, что вы идете по малолюдному бульвару или аллее. Акт ходьбы необходимо представить себе со всеми мыслимыми деталями. Однако идти можно, меняя темп и ритм шагов. Вот и займитесь этим, мысленно меняя характеристику ходьбы.

    Очень удобно делать это, вспоминая соответствующую музыку. И если вы, начав с медленного «шествования» под плавную мелодию вальса, убыстрите шаги в темпе величавого марша, а затем, пританцовывая, под быстрый фокстрот, вы заметите, что в зависимости от избранного темпа изменяются ваши дыхание, пульс и в известной степени ваше настроение. Изменение темпо-ритма движений меняет и темп психических процессов, темп переживаний.

    К. С. Станиславский разработал упражнения этого типа и применял их при обучении актеров. Он выделял 10 различных темпо-ритмов — от темпо-ритмов покоя (1—2) через темпо-ритмы размышления (3—4), подготовки к действию (5—6) до активных темпо-ритмов действия (7—8) и экстаза (9—10).

    Предвидя какую-либо значимую для нас ситуацию, мы стремимся подготовить себя к ней психологически, приспособить свой характер переживаний к требуемому.

    Тем самым мы оказываемся в положении актера, «вживающегося» в данную ему сценическую мизансцену. Упражнения в темпо-ритме, обучая преднамеренному изменению характера переживаний, помогают не только изготовиться к непосредственному действию, но и преодолеть эмоциональную инерцию, побороть вялость или суетливость.

    Такие упражнения тренируют подвижность нервных процессов, воспитывают свойство хорошо адаптированной («сильной») личности. Их нужно выполнять регулярно. Музыкальное сопровождение (реальное или воображаемое) существенно облегчает их выполнение.

    Умение управлять вниманием — весьма ценное свойство. Оно необходимо любому, так как от него зависит уровень работоспособности. Расширение границ внимания, его ослабление — это успокоение, отдых, засыпание; концентрация внимания, его усиление — активация, подготовка к действию, сосредоточение. Многие невротические состояния заявляют о себе расстройствами внимания еще задолго до того, как они начинают осознаваться как болезнь.

    Поле внимания распределяется на четыре круга. Наиболее широкий «большой круг» охватывает все, что мы способны постичь умозрительно. В «средний круг» входит то, что мы можем себе одномоментно представить единым чувственным образом. ««Малый круг» состоит из нас и нашего непосредственного окружения. И наконец, наиболее тесный «внутренний круг» ограничивается нами самими или даже частью нас.

    «Круги внимания» можно пояснить таким примером: я нахожусь в Ленинграде или Москве — это «большой круг», поскольку ни Ленинград, ни Москву невозможно охватить единым чувственным представлением. Микрорайон, квартал или дом, в которых я нахожусь, можно «увидеть» в рамках единого представления — это «средний круг».

    «Малый круг» внимания включает в себя все, что относится ко мне непосредственно или взаимодействует со мной: помещение, в котором я нахожусь, люди, с которыми я общаюсь, предметы, меня окружающие (стул, на котором я сижу, стол, за которым работаю, книга, которую читаю). Если я ограничу свое внимание только своей персоной и своими ощущениями, я попадаю в пределы «внутреннего круга» внимания, но и его я могу еще более сузить, сконцентрировав внимание на какой-либо части тела — руке, кисти, пальце, ногте.

    Объект «внутреннего круга» может быть и вне меня, но в этом случае он должен быть неделимым, не поддающимся дроблению на детали.

    Нетрудно придумать маршруты для «путешествия» по ««кругам внимания», а проделав их, убедиться, что «путь наружу» успокаивает, но рассеивает, а «маршрут внутрь» мобилизует и стимулирует интерес к объекту внимания. Напомним, что расширение внимания до крайних пределов соседствует с засыпанием, а его крайняя концентрация необходима для высокого профессионального мастерства.

    Упражнения на внимание можно применять, готовясь к конкретной работе, но лучше тренировать его постоянно, включив в регулярную АТ.

    Умение управлять вниманием не только повышает общую работоспособность, но и помогает избавиться от многих, нередко весьма тягостных навязчивых состояний.

    Тренировочные упражнения, повторяемые регулярно, выполняются после стандартных упражнений АТ-1. Приемы концентрации внимания по конкретному «рабочему» поводу могут быть выполнены и в обычном бодрствующем состоянии, без предварительного достижения аутогенного погружения.


    Далее: Приемы регуляции эмоционального состояния

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос