Златовратский Николай Николаевич

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Златовратский Николай Николаевич родился 14(26).XII.1845 г. во Владимире в семье мелкого чиновника — писатель.

    Отец был выходцем из среды сельского духовенства.

    В 1855 — 1864 учился во Владимирской гимназии. Там он знакомится с работами Белинского, Герцена, Салтыкова-Щедрина, Добролюбова, Некрасова. Отец привлекает Николая Николаевича к работе во вновь организованной Владимирской публичной библиотеке, куда поступали многие передовые журналы. Позднее писатель назвал эту библиотеку «новым храмом», открывшим ему возможность по-иному взглянуть на жизнь.

    Накануне реформы 1861 в доме Златовратских горячо обсуждались будущие судьбы крестьянства. В гимназии Николай Николаевич издавал рукописный журнал «Наши думы и стремления», на страницах которого помещал свои стихи, писал рассказы «по Тургеневу и по Помяловскому», сочинил «драму из народного быта». Параллельно с занятиями в гимназии он окончил двухгодичные землемерные классы и получил звание частного землемера-таксатора. Служба в деревне дала ему возможность хорошо узнать жизнь пореформенного крестьянства. Стремление к высшему образованию побудило его поехать в Москву.

    В 1864 он поступил вольнослушателем на словесный факультет университета. Проучившись очень недолго, Николай Николаевич покинул Московский университет из-за отсутствия средств и переехал в Петербург. Он выдержал экзамены в Технологический институт, однако и в нем проучился недолго. Полная материальная необеспеченность вынудила его расстаться с мечтой о высшем образовании и заняться поисками работы.

    В 1866 после долгих скитаний по грязным углам 3латовратскому удалось поступить корректором в газету «Сын Отечества». Работа требовала большого напряжения, а платили за нее мало. Трудная, полуголодная жизнь той поры нашла отражение в одном из поздних рассказов писателя — «В артели».

    В 1866 в журнале «Отечественные записки» был напечатан его первый рассказ — «Чупринский мир», подписанный Н. Череванин. Последующие его произведения стали появляться в таких журналах и газетах, как «Искра», «Будильник», «Новости», «Неделя». Они обычно подписывались псевдонимом Н. Череванин и «Маленький Щедрин».

    С 1879 Николай Николаевич — главный редактор журнала «Русское богатство».

    В 1881 в связи со смертью отца он оставляет журнал.

    В 1883 поселяется в Москве, где и проводит свои последние годы. Дом 3латовратского был одним из литературных центров Москвы. Еженедельно по субботам проводились там «шекспировские вечера». Во 2-й пол. 80-х гг. на этих вечерах бывал Л. Н. Толстой.

    В 1909 писатель был избран почетным членом Академии наук.

    Уже в своем первом крупном произведении — цикле очерков «Крестьяне-присяжные» (1874—75) — Николай Николаевич изображает пореформенную деревню с народнических позиций. Однако, в отличие от других писателей-народников, основное внимание уделяет не показу деревенского быта, а изображению морального облика крестьян. Его герои видят нищету, разорение не только у себя дома, но и в городе, с его фабриками и кабаками. Они убеждены, что земля и община способны исцелить фабричных рабочих от нищеты и бесправия. В соответствии с народническими идеалами осмыслена крестьянская действительность и в его повести «Золотые сердца» (1878).

    С 1878-83 пишет роман «Устои». Автор воссоздал в нем широкую картину жизни русской пореформенной деревни. Признавая, что в деревне существуют не только крестьяне-труженики, но и кулаки, он не придает им сколько-нибудь существенного значения: кулачество, по убеждению писателя, обречено на поражение. В то же время 3латовратский как художник не мог пройти мимо тех процессов, которые совершались в деревне того времени. Кулачество становилось главной эксплуататорской силой. Народнические иллюзии автора вступали в противоречие с действительностью. Ломка, распад старых, привычных норм сельской жизни и возникновение новых отношений пугают и тревожат хранителей дедовских устоев. Отмечая процесс расслоения деревни, Николай Николаевич, однако, далек от мысли видеть в этом объективное развитие крестьянской общины. Противоречивость исходных позиций писателя отразилась и на художественном методе «Устоев». Образы крестьян, язык произведения оказались романтически приукрашенными.

    В 1900-е гг. выступает с критическими статьями и воспоминаниями («Из воспоминаний о Некрасове как поэте 60-х годов», «Воспоминания о Нефедове», «Из воспоминаний о Добролюбове» и др.).

    Хорошее знание 3латовратским Н.Н. народного быта позволило ему нарисовать поэтические картины крестьянской жизни и сельского труда. Этим он представляет интерес и для современного читателя.

    Умер 10(23).XII 1911 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос