Тур Евгения

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Тур Евгения (псевдоним Елизаветы Васильевны Салиас де Турнемир) родилась 12(24).VIII.1815 г. в Москве в семье генерала — писательница.

    Сестра известного русского драматурга А. В. Сухово-Кобылина и мать автора многочисленных исторических повестей и романов Евгения Андреевича Салиас. Евгения получила хорошее домашнее воспитание, училась под руководством профессора университета, литературу ей преподавал поэт С. Е. Раич. Большое влияние оказал на будущую писательницу Н. И. Надеждин, редактор и издатель журнала «Телескоп», к которому в молодые годы был близок В. Г. Белинский. Изучив курс наук дома, она выехала за границу, во Францию. Там вышла замуж. Познакомилась с профессором П. Н. Кудрявцевым, Т. Н. Грановским, несколько позже — с И. С. Тургеневым. Эти встречи окончательно натолкнули ее на мысль попробовать свои силы в литературе.

    В 1849 она дебютировала повестью «Ошибка».

    В 1851 опубликовала роман «Племянница». Критики А. В. Дружинин и Ап. Григорьев пророчили ей славу; с похвалой, но более осторожной, в специальной статье высказался о новом даровании Тургенев. Он отметил композиционные просчеты, слабость и вялость описаний, вычурность и избитость сравнений, тусклость диалогов — вообще налет литературщины. Писатель был прав — по поводу очередного романа «Три поры жизни» (1854). Н. Г. Чернышевский высказался еще более определенно: в нем «нет ни мысли, ни правдоподобия в характерах, ни вероятности в ходе событий». Ограниченность наблюдений и интересов (жизнь «светского общества»), воспевание любви, ее радостей и страданий, как основного человеческого чувства, слащавость и напыщенность, идущие от всякого рода подражаний, — все это губило замыслы автора «психологических вещей» («Старушка», «На рубеже», «Семейство Шалонских» и другие).

    С 1857 по 1860 Тур Евгения сотрудничала в журналом «Русский вестник». Написала статьи о госпоже Рекамье, Ж. Санд, Елизавете Фрей (см. эти статьи за 1860), приветствовала глубокий талант Достоевского, вернувшегося из ссылки. В «Северной пчеле» ополчилась на Тургенева, создавшего образ Базарова: «Неужели все молодое поколение, эта надежда России, эти живые, зреющие силы, эти ростки и соки должны походить на Базарова, Аркадия и Ситникова?!»

    В 1861 Тур ушла из «Русского вестника», ибо его редактор М. Н. Катков, по словам Д. И. Писарева, не уважал умственной самостоятельности своих сотрудников, и в том же году основала свой журнал «Русская речь», который, впрочем, вскоре слился с «Московским вестником».

    В последние годы жизни (80-е гг.) писала сочинения на религиозные темы:

    «Священная история Ветхого Завета», 1888;

    «Очерк жизни и деяний Иннокентия, митрополита Московского», 1884.

    Наибольшую известность писательнице принесли созданные тогда же книги для детей на исторические темы:

    «Последние дни Помпеи» (впервые появились в 1883, а к 1911 выдержали 8 изданий),

    «Катакомбы» (переделка сочинения английского кардинала Уйазмена — несколько изданий),

    «Мученики Колизея» (о первых христианах, гонимых в Риме),

    повести:

    «Княжна Дубровина»,

    «Дети короля Людовика XVI»,

    «Борьба испанцев с маврами и завоевание Гренады» (1887) — и ряд нравоучительных, псевдонародных сказок.

    Известность Тур Евгении как оригинальной писательницы, начавшая тускнеть при ее жизни, после смерти окончательно померкла.

    Умерла 15(27).III.1892 г. в Варшаве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос