Суриков Иван Захарович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Суриков Иван Захарович родился 25.III(6.IV).1841 г. в деревне Новоселово, Углицкого уезда, Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина— поэт.
Отец Сурикова, служивший приказчиком в Москве, в 1849 сам открыл овощную торговлю и перевез к себе из деревни семью.
Не получив никакого образования, Иван Захарович, очень рано пристрастился к чтению, а во 2-й половине 50-х гг. начал писать стихи. Суриков служил в лавке своего отца, семья бедствовала.
В 1862 он познакомился с А. Н. Плещеевым, который сочувственно отозвался о стихах начинающего поэта, нашел в них «черты самобытности, а главное, задушевность, глубокое чувство» и помог опубликовать их в журнале «Развлечение». Иван Захарович печатается в эти годы в «Воскресном досуге», «Иллюстрированной газете».
После смерти матери (1865) Суриков уходит от отца, работает сначала переплетчиком деловых бумаг, потом наборщиком. Работая почти бесплатно, он живет в нищете, которая заставляет его вернуться к отцу и снова заняться торговлей.
С 1870 сотрудничает в журналами «Дело», «Семья и школа», «Воспитание и обучение».
В 1871 издал первый сборник своих стихотворений, куда вошли такие значительные произведения поэта, как:
«Рябина»,
«В зеленом саду соловушко»,
«Ах, нужда ли ты, нужда...»,
«Сиротой я росла...»,
«В степи» и другие.
В 70-е гг. Иван Захарович начинает проявлять интерес к социальным проблемам. Его кругозор значительно расширяется. Он знакомится с писателями-демократами В. А. Слепцовым, А. И. Левитовым, Л. Н. Трефолевым, Ф. Д. Нефедовым. Большое впечатление на поэта произвел «Нечаевский процесс» (1871). Познав все трудности пути поэта-самоучки, он решил помочь своим даровитым собратьям из народа.
В 1872 издаётся сборник «Рассвет», в котором представлены произведения А. М. Козырева, И. Д. Родионова, А. Я. Бакулипа (деда В. Я. Брюсова), С. А. Дерунова, Д. Е. Жарова и его собственные стихи. Сборник вызвал ряд одобрительных отзывов, но зато цензура внесла его в список запрещенных книг. Общение с писателями-демократами благотворно сказалось на идейной направленности поэзии С., которая приобретает оптимистическое звучание и веру в светлое будущее народа.
В 1875 поэт был принят в члены Общества любителей российской словесности, в том же году вышел второй сборник его стихотворений. Имя поэта-самоучки из крестьянской среды становится широко известным. Суриков пытается предпринять издание собственного журнала — органа для прогрессивных писателей из народа, но получает отказ.
В 1877, получив за третье издание своих стихотворений приличный гонорар, Иван Захарович, в связи с усиливающейся чахоткой, уезжает в Самарскую губернию на кумыс, затем в Ялту. В Москву он вернулся смертельно больным и вскоре умер.
Поэзия Сурикова И.З. демократична. Его художественные воззрения близки принципам революционно-демократической эстетики Н. А. Некрасова. Тема народных страданий, нищеты и бесправия народных масс — основная тема стихотворений поэта. Излюбленным жанром его были песни, в которых он выступал продолжателем А. Кольцова, Н. Цыганова и др. Песни поэта органически связаны с устным народным творчеством, многие из них положены на музыку П. И. Чайковским, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинов и другими. композиторами:
«Я ли в поле да не травушка была»,
«Солнце утомилось...»,
«Занялась заря...»,
«В городе возле броду...».
Его стихотворения отличаются реалистической направленностью, в то же время социальный кругозор их ограничен. Лирический герой поэта нередко склонен к абстрактно-гуманистическому морализированию, и это сближает лирику Ивана Захаровича с поэзией его предшественника И. С. Никитина.
Поэт занимался переводами, разрабатывал исторические сюжеты. На сюжет новгородской былины о Садко он написал поэму «Садко», которая послужила основой для одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова. Большой известностью пользовалась его поэма «Казнь Степана Разина». В ней создан образ народного заступника, вождя крестьянских масс.
В произведениях на исторические темы Суриков Иван Захарович верно передал национальные характеры, колорит народного искусства. Видное место в творчестве поэта. занимали произведения, посвященные детям.
Умер 24.IV(6.V).1880 н. в Москве.