Синегуб Сергей Силович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Синегуб Сергей Силович родился в 1851 г. в селе Приводы (Беляевское) Александровского уезда Екатеринославской губернии в семье помещика - поэт-народник.
Учился в Минской гимназии, затем в Санкт-Петербургском технологическом институте, где в 1871 сблизился с кружком народника Н. В. Чайковского, а в апреле 1872 присоединился к нему формально.
В 1871—73 ведет активную пропаганду революционных идей в Петербурге, Екатеринославе, Невьянском заводе, Твери и других местах. Сергей Силович — один из первых чайковцев, начавших систематическую пропаганду непосредственно в среде фабричных рабочих; он организовал ряд кружков, откуда вышли крупные деятели революционного рабочего движения (П. Алексеев и другие). Свою деятельность поэт подробно описал в воспоминаниях «Записки чайковца».
К 1873 квартира Сергея Силовича в Петербурге — один из крупных пропагандистских центров.
12 ноября 1873 Синегуб был арестован, конец 1873—75 провел в предварительном заключении в Петропавловской крепости.
Лишь в 1878 по суду был приговорен к каторжным работам.
25 мая 1878 вместе с другими участниками так называемого «процесса 193-х» подписал в крепости заявление «Товарищи по убеждениям...», где выражалась решимость продолжать борьбу. Отбывал срок каторги в Нижне-Карийской тюрьме; в 1881 вышел на поселение в Чите; последние годы жизни провел в Благовещенске и Томске.
Синегуб Сергей Силович печатался под псевдонимом «Вербовчанин» в сборниках вольной печати («Из-за решетки...», Женева, 1877, и других) и в 1900-е гг.— в журнале «Русское богатство». Поместил ряд статей в сибирской печати («Восточное обозрение», «Сибирский вестник», «Сибирская жизнь»).
В 1906 вышел единственный сборник его стихов, его сразу же запретили. Поэтическая деятельность Синегуба была непосредственно связана с его революционной борьбой и часто прямо служила целям агитации. Характерна попытка его создать фольклоризированную поэму-былину, где наряду с призывом крестьян к восстанию содержится изображение будущего общества в духе утопического социализма («Илья Муромец», «Атаман Сидорка», «Как на славном Дону, на широкой реке»).
Некоторые из произведений Сергея Силовича раннего периода получили широкое распространение в народной среде («Дума ткача»). Его творчество достигает большой интенсивности в годы тюремного заключения; его называли «лучшим тюремным поэтом» 1870-х гг. В центре тюремных стихов Синегуба— образ заключенного борца, добровольно приносящего себя в жертву, но не отказывающегося от борьбы; стихи его в целом ряде случаев автобиографичны или дают поэтические портреты товарищей Синегуба («Волчонок» — о В. Любатович; «Ты знаешь ли, милый, до встречи с тобою...» — монолог от имени жены Синегуба и другие). Трагический колорит, отличающий тюремные стихи Сергея Силовича достигает особой напряженности в инвективе «Живое кладбище», описывающей ужасы политической тюрьмы. В то же время стихам Синегуба присуще ярко выраженное лирическое начало; его творчество — своеобразный поэтический дневник большой силы и искренности, отражающий периоды душевного кризиса и даже безнадежности:
«Осенью»,
«В зимнюю ночь»,
«Вечер»,
«Тоска по родине»,
«На закате» и другие).
Однако основным лейтмотивом его творчества является жизнеутверждающая идея борьбы и победы правого дела
«Монолог»,
«Песня рабочих молодой России»,
«Последние дни»,
«Вот и старость седая пришла» и другие).
Изучение поэзии Сергея Силовича, как и других народников, было начато в 1920-е гг. и в дальнейшем — в 1930—40-е гг. — искусственно остановлено из-за утвердившегося в это время ошибочного понимания народнического движения. Основные исследования поэзии Синегуба С. С., публикации и переиздания его текстов появляются со 2-й половины 1950-х гг.
Умер 19.Х(2.ХI).1907 г. в Томске.