Решетников Фёдор Михайлович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Решетников Фёдор Михайлович родился 5(17).IX.1841 г. в Екатеринбурге — писатель.
Отец — мелкий почтовый служащий, «из детей канцелярских служителей», мать — «дьяконовская сирота».
Федор Михайлович рано осиротел: мать скончалась, когда ему не было и года; воспитывался в доме дяди, старшего сортировщика пермской почтовой конторы.
С 1847-51 учился в начальной школе, затем в Пермском уездном училище.
В 1855 «за вынос из почтовой конторы пост-пакетов с бумагами» отдан под суд и после длительного судебного разбирательства (дело тянулось около двух лет) сослан на три месяца в Соликамский монастырь на покаяние.
В 1859 по окончании уездного училища, переехал в Екатеринбург и работал в Екатеринбургском уездном суде. Служба в уездном суде (в июне 1860 исполнял обязанности начальника горнозаводского стола) дала богатый фактический материал будущему автору «Горнорабочих» и «Глумовых»
В 1860 написана первая поэма - «Приговор».
В 1861 стихотворная драма «Панич» и другие. Эти произведения до нас не дошли.
О впечатлениях детства и пребывание в монастыре описаны в повестях:
«Между людьми» 1864,
«Ставленник» 1864
в очерках из жизни духовенства и низших почтовых служащих:
«Мой отец»,
«Никола Знаменский»,
«Макся».
Обстановка провинциального города тяготила Федора Михайловича «В этой низшей инстанции,— жалуется он в письме к дяде,— не научишься доброму, кроме взяток, которые марают нашу честь и совесть».
В мае 1861 писатель приезжает в Пермь и начинает служить регистратором в пермской казенной палате. Сближается с либерально настроенной интеллигенцией; работая помощником библиотекаря, имеет возможность читать петербургские газеты и журналы. Белинский и Добролюбов становятся его «нравственными учителями».
В газете «Пермские губернские ведомости» опубликованы его первые статьи —
«Библиотека чиновников пермской казенной палаты» (1861, № 52),
«Святки в Перми» (1862, № 34).
В 1862 начата работа над «этнографическим очерком» — «Подлиповцы», посвященном жизни бурлаков. Закончена драму в стихах «Раскольник», первая прозаическую повесть «Скрипач», записаны песни горняков. Эти произведения были посланы в журнал братьев Достоевских «Время», но напечатаны не были.
В августе 1863 поступает на службу в департамент министерства финансов Петербурга. Снимает квартиру в рабочем квартале, рядом с кабаком; чтобы сводить концы с концами, печатает путевые очерки в «Северной пчеле» —
«На палубе»,
«Складчина»,
«Лотерея».
Очерки писателя проникнуты демократическим настроением, сочувствием к тяжелой доле бедняка. Показательны в этом отношении его «Горнозаводские люди» с подзаголовком «Рассказ полесовщика». Здесь в образах братьев Облупаловых — Елисея и Максима — впервые выведен характерный для Решетникова тип протестующего горнорабочего, отстаивающего свое человеческое достоинство. В очерке правдиво воссоздана обстановка проведения реформы на Урале, которая сопровождалась волнениями и бунтами рабочих частных заводов.
В 1864 с помощью брата Н. Г. Помяловского, В. Г. Комарова, в редакции «Современника», печатается его повесть «Подлиповцы». Он становится постоянным сотрудников этого журнала, друг Некрасова. Правдивое изображение народных страданий, жизни нищей и обездоленной пореформенной деревни поставило его в ряды лучших писателей того времени.
По словам Салтыкова-Щедрина, повесть привлекла к себе внимание «новостью обстановки, своеобразностью языка и оригинальностью идеи». Сохраняя черты этнографического очерка, «Подлиповцы» давали читателям широкое представление о жизни отдаленного края— Пермской губернии, так же писатель показывает смутный протест, стремление крестьян к лучшей жизни, которое побуждает их покидать деревни и в поисках «богачества» идти в бурлаки. Подобного изображения народной жизни русская литература еще не знала: в ней преобладало очерковое раскрытие отдельных сторон народного быта. В образах Пилы и Сысойки показаны противоположные черты народного характера. Забитость крестьянина, его слабость и покорность полнее отражены в Сысойке; напротив, в Пиле в большей мере воплощены богатырство русского народа, его способность к протесту, чувство собственного достоинства. Но варварские условия жизни — постоянный голод и нужда— губят этого незаурядного человека. «Подлиповцы» явились новой формой повести из народной жизни: в их основе лежит не романическая интрига, а глубоко социальная коллизия. Непреодолимая сила обстоятельств — бедственное положение пореформенной деревни — приводит в движение широкие крестьянские массы, пробуждает в них общественное сознание, заставляет искать места, где лучше.
В последующих его романах, найдут еще более полное выражение эти принципы изображения народной жизни.
Второе произведение, напечатанное в «Современнике»,— повесть «Ставленник» этой повестью Федор Михайлович частично осуществил намерение написать «роман из духовного быта».
Летом 1864 Решетников знакомится со своей землячкой, выпускницей Петербургского повивального института С. С. Каргополовой, которая в скором времени становится его женой.
В 1865 писатель совершает длительную поездку на Урал, чтобы собрать материал для задуманной им серии этнографических очерков о горнорабочих. Посещает Пермь, Соликамск, Усолье, Чердынь, Тагил, в Мотовилихе работает на Демидовском заводе. Собранный огромный материал о дореформенной жизни рабочих, о событиях, связанных с ликвидацией крепостного права на Урале, лег в основу его романов из жизни горнозаводских рабочих.
В 1866 - 68 — в журналах («Современник», «Русское слово», «Отечественные записки») печатаются романы:
«Горнорабочие»,
«Глумовы»,
«Где лучше?».
Ни один из романов из-за цензурных и иных, не зависящих от писателя обстоятельств не завершен, но все вместе они дают цельную картину жизни уральских рабочих в дореформенное («Горнорабочие» и «Глумовы») и пореформенное время («Где лучше?»).
На материале поездки на Урал так же написаны ряд очерков:
«Очерки обозной жизни» (1867),
«Рабочие лошади»,
«На большой дороге» (1866).
рассказ
«Тетушка Опарина» (1868).
С 1870 пишет романы «Свой хлеб» и «Чужой хлеб» — о судьбе русской женщины, решившейся порвать со своей средой.
Романы писателя привлекли широкое внимание критики. О них пишут Салтыков - Щедрин, Н. Шелгунов, П. Ткачев, Е. Утин, А. Скабичевский, единодушно отмечая, что в произведениях Решетникова «сказался... плодотворный поворот нашей беллетристики» (Н. Щедрин) в изображении народной жизни. Этот поворот был охарактеризован Шелгуновым как «народное направление», «народный реализм в литературе». Романы Федора Михайловича характерны обилием персонажей и самостоятельных эпизодов, с помощью которых писатель стремится полнее показать быт и настроения рабочих: зависимость от заводского начальства, разочарование «волей», волнения на заводах, поиски лучшей жизни — уход на прииски, на строительство железных дорог и так далее. Основой сюжета писатель делает изображение жизни одной рабочей семьи — Глумовых («Глумовы»), Горюновых («Где лучше?»).
Большое внимание Федор Михайлович уделяет обрисовке дельных женских характеров (Прасковья Игнатьевна Курносова, Пелагея Прохоровна Мокроносова), которые в известной мере играют роль центральных героев. В своих героинях писатель подчеркивает нравственную чистоту, несгибаемость перед тяжелыми условиями жизни, растущее чувство самосознания и самоутверждения. «Тип прелестной русской женщины» — так отозвался Щедрин о Пелагее Прохоровне — героине «Где лучше?».
Менее удались Фёдору Михайловичу образы сознательных, протестующих рабочих — Корчагина, Петрова, Короваева. Писатель не стремится к детальной, углубленно психологической характеристике отдельных персонажей, он изображает массу, слегка очерчивая ее отдельных представителей, поэтому само повествование в романе тяготеет к этнографическому описанию — подробно обрисованы привычки, нравы изображаемой среды, приведены образцы народного творчества и так далее.
«Предмет исследования» в романах Решетникова, отмечал Шелгунов, «составляет не отдельный человек, не процесс его психического развития, а отношение ищущего, где лучше, человека к внешнему миру». Но поиски приводят героев к характерному малоутешительному выводу: «богатому человеку везде хорошо, а бедному везде плохо. На том свете, должно быть, лучше».
Горький называл Решетникова Ф.М. «мрачным» писателем.
Н. Щедрин хорошо определил место писателя в русской литературе в рецензии на роман «Где лучше?»: Решетникову «бесспорно первому принадлежит честь открытия драмы в жизни русского мужика. Эта драма очень большая и называется борьбою за существование».
Умер 9(21).III.1871 г. в Петербурге.