Полонский Яков Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Полонский Яков Петрович родился [6(18).XII.1819 г. в Рязани в дворянской семье — поэт.
Окончил Рязанскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета. Четыре года прослужил в канцелярии кавказского наместника в Тифлисе.
В 1851 переезжает в Петербург. Некоторое время живет случайными заработками (литературные гонорары, гувернерство).
В 1858-59 — редактор журнала «Русское слово», позже младший цензор комитета иностранной цензуры и, наконец, один из членов совета Главного управления по делам печати.
В последние годы жизни организовал у себя на квартире «пятницы», на которые собирались петербургские литераторы, артисты, ученые.
Несмотря на жанровое разнообразие творчества Полонского Якова Петровича (стихотворения, поэмы, романы), в историю русской литературы он вошел как лирический поэт.
В 1844 вышел первый сборник его стихотворений «Гаммы» еще несет на себе печать подражания романтической поэзии Пушкина и Лермонтова.
В 1849 вышел второй сборник — «Сазандар» (грузинское — певец), он отличался большой оригинальностью, написанный по живым впечатлениям пребывания на Кавказе. Поэту удалось в этой книге передать особенности местного колорита кавказской жизни в ее ежедневных, будничных проявлениях:
«Прогулка по Тифлису»,
«Выборы Уста-Бати»,
«Татарка».
С переездом в Петербург Яков Петрович становится постоянным сотрудником журналов «Современник», «Отечественные записки», «Русское слово». В обстановке обострившейся борьбы между сторонниками «чистого» и «гражданского» искусства он не примкнул открыто ни к одному из враждующих лагерей. Не разделяя революционных взглядов руководителей «Современника», он вместе с тем не замыкается в рамки «чистого искусства», выражая в своих стихах живой интерес к общественным вопросам. Об этом говорит, прежде всего признание Полонского важности гражданской поэзии (стихотворение «И. С. Аксакову», «Писатель, если только он...»).
В 50—60-е гг., под влиянием обострившегося интереса к крестьянскому вопросу, поэт пишет стихотворения о бесправии народа, о его подвижническом труде. Особенно ярко эта тематика отразилась в таких его произведениях, как «Беглый», написанном в форме народного сказа, «В степи», «Миазм».
Одним из наиболее сильных в поэтическом отношении произведений этого цикла является баллада «Казимир Великий», созданная автором под влиянием голодной эпидемии конца 60-х гг. Самодовольству, черствости, корыстолюбию аристократов в балладе с огромной силой противопоставлены страдания народа, гибнущего от голода. Голос поэта поднимается в ней до высокой, скорбной гражданской патетики. Там, где Яков Петрович пишет о женщине, он опять-таки шире и демократичнее поэтов «чистого искусства».
Его глубоко волнует судьба крестьянки, девочкой взятой в барский дом и лишенной радостей семейной жизни («Старая няня»).
В городе его сочувствие приковано к женщинам, обреченным нуждой на тяжелый, а подчас и унизительный труд («Натурщица»).
Одним из первых откликнулся поэт на стремление русской девушки к свету, к знаниям, к осмысленному, вдохновенному труду («В глуши»).
В отличие от поэтов революционного лагеря Полонский не поднимается в своем творчестве до темы революционного протеста против общественной несправедливости. В своих публицистических статьях он откровенно сочувствует тем, кого он называет «прогрессистами» и «реформаторами». В поэзии эти тенденции нашли отражение в воспевании братской любви, которая должна связать воедино все человечество: «Юбилей Шиллера», «Из Бурдильена», «Сумасшедший».
Проповедь любви и братства никогда не приводила поэта к успокоению и примирению со злом. Любовь, воспеваемая им, будит людей, заставляет помогать каждому, кто нуждается в защите и сострадании. Так рождается в лирике Якова Петровича особый вид героики — героика самопожертвования, воплощенная поэтом в образе Прометея («Прометей»), в подвиге молодой аристократки, променявшей спокойную жизнь в петербургском свете на самоотверженный труд сестры милосердия («Под Красным Крестом»). Сюда же относится одно из лучших стихотворений этого цикла — «Что мне она?», посвященное известной революционерке — народнице Вере Засулич.
С поэтизацией любви как чувства, объединяющего людей, тесно связана и узко-любовная лирика Полонского. В любимой женщине поэт видит, прежде всего, друга, сестру, человека. Не красота определяет в его поэзии силу чувства, а потребность в защите, опоре и вместе с тем желание оказать эту помощь любимому человеку:
«Когда заботами иль злобой дня волнуем»,
«Поцелуй»,
«Финский берег»,
«Н. А. Грибоедова».
В интимной лирике Якову Петровичу удалось создать свой, неповторимый и по-своему очень поэтичный авторский образ. У этого лирического «я» есть и свое социальное и нравственное лицо. В социальном плане это бедняк, разночинец, вечно гонимый нуждой и жизненными неудачами:
«На Женевском озере»,
«В телеге жизни»,
«На железной дороге».
Вместе с тем это человек, глубоко отзывчивый к чужому горю, стремящийся лаской, вниманием смягчить чужую боль, романтически верящий в животворящую силу бескорыстной любви. Эта черта поэзии поэта своеобразно отразилась и на форме многих его стихотворений. Он не замыкается в узкий круг интимных переживаний, а вводит нас в мир чувств своих поэтических героев, общественное положение которых часто указано в названии стихотворений:
«Натурщица»,
«Старая няня»,
«Слепой тапер»,
«Труженица»,
«Беглый».
При этом стихотворение превращается в лирическую исповедь героя, а сам автор как бы сливается с героем в едином, общем чувстве:
«Болгарка»,
«Натурщица»,
«Беглый»,
«В глуши».
Излюбленная строфа Полонского — катрен с перекрестной рифмой или же с рифмующимися четными стихами. Лиричность содержания, предельная простота формы, разговорная естественность интонаций обусловили переход стихотворений в песни и романсы, музыку к которым писали видные композиторы XIX в. Среди этих стихотворений особенно известны:
«Подойди ко мне, старушка»,
«За окном в тени мелькает»,
«Ночь»,
«Степь»,
«Песня цыганки».
Поэмы Якова Петровича по своим художественным достоинствам менее значительны, чем его лирика. Из них наиболее интересны:
«Кузнечик-музыкант» (1859),
«Свежее преданье» (1861—63).
В первой, носящей аллегорический характер, поэт рисует свои взаимоотношения с чопорным петербургским светом. Особое обаяние придают поэме тонко нарисованные картины природы и ее мягкий юмор.
Неоконченная поэма «Свежее преданье» также связана с биографией автора. В ее основу положены воспоминания поэта о студенческих годах в Москве, о московских барских домах, хорошо знакомых поэту. Прототипом главного героя поэмы, Камкова, был приятель автора — поэт И. П. Клюшников.
Примерно на том же художественном уровне, что и поэмы, стоят, и романы. В некоторых из них слишком ощущается все та же биографическая основа. Так, в романе «Дешевый город» (1879) нашли отражение события, связанные с пребыванием автора в Одессе. Более значителен роман «Признания Сергея Чалыгина» (1876). В нем идет речь о восстании декабристов, однако само это событие представлено в книге чрезвычайно скудно и не нашло со стороны автора должной исторической оценки.
Отсутствие четкости, ясности в политических взглядах поэта определило отношение к нему со стороны революционно-демократической критики.
Белинский, не отказывая поэту в талантливости («обладает в некоторой степени чистым элементом поэзии»), ставил ему в вину отсутствие «направления и идей» («Русская литература в 1844 году»).
Добролюбов, отмечая способность Якова Петровича «грустить о господстве зла», в то же время указывал на неспособность поэта проникнуться духом «негодованья и мщенья» по отношению к этому злу («Стихотворения Я. П. Полонского. 1859. Кузнечик-музыкант. 1859. Рассказы Я. П. Полонского. 1859»).
Наиболее резкий критический отзыв о литературной деятельности Полонского Я. П. принадлежит Салтыкову-Щедрину: «писатель второстепенный и несамостоятельный» («Сочинения Я. П. Полонского. Два тома, Спб., 1869»). Статья Салтыкова-Щедрина вызвала резкое возражение со стороны Тургенева, который в «Письме к редактору С.-Петербургских ведомостей», не преувеличивая силу поэтического таланта поэта, оставил за ним право на оригинальность и самобытность («льет хотя из маленького, но из своего стакана».
Умер 18(30).Х.1898 г. в Петербурге, похоронен в Рязани.