Пнин Иван Петрович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Пнин Иван Петрович, поэт и публицист, родился в 1773 году.
Был незаконнорожденным сыном фельдмаршала князя Н. В. Репнина. Получил хорошее образование, сначала — домашнее, а с 1782 по 1787 — в пансионе при Московском университете; позже служил в артиллерии, сблизившись в эти годы с И. Н. Инзовым.
В 1797 порвал с военной службой. Оппозиционный смысл этого шага подтверждается тем, что, видимо, в эту же пору произошел разрыв с отцом, приведший к прекращению материальной поддержки со стороны последнего. К этому времени относится сближение с кружком молодых либеральных вельмож, окружавших наследника престола Александра Павловича (Строганов, Новосильцев, Чарторижский), а также радикально настроенными молодыми литераторами (А. Ф. Бестужевым, И. И. Мартыновым, Е. Колычевым и других).
В 1798 началась писательская деятельность в издании «Санкт-Петербургского журнала». Пропаганда идей французского материализма и почти нескрываемый политический радикализм делали это издание уникальным в условиях царствования Павла I. Журнал издавался только год. Расцвет общественной активности Ивана Петровича падает на первые годы после воцарения Александра I.
В 1801 был приглашен на государственную службу.
В 1802-1805 написал свои основные публицистические сочинения:
«Вопль невинности, отвергаемой законами» (1801) - о положении незаконнорожденных детей,
«О возбуждении патриотизма» (1804—1805, не дошло),
«Опыт о просвещении относительно к России» (1804) - антикрепостнический социально-философский трактат, обращенный к царю (расширенный по просьбе Александра I, он был запрещен цензурой, изъявшей также первое издание). К этому же времени относится знакомство поэта с Радищевым (1800) и активное участие в организации Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (1802), где он сблизился с В. Попугаевым, И. Борном, А. Востоковым, К. Батюшковым и сыновьями Радищева.
Тяжелое материальное положение подорвало здоровье Пнина Ивана Петровича и вызвало его преждевременную смерть от туберкулеза.
Мировоззрение Пнина сложилось под сильным влиянием идей французского материализма и просветительской философии (оды «Солнце неподвижно между планетами», «Человек»), Убежденный демократ, Иван Петрович верил в высокое предназначение человека и отрицательно относился к сословному неравенству. Даже после французской революции идеи буржуазного радикализма, демократические лозунги юридического равенства, политической свободы вызывали у него сочувствие. Склоняясь к защите трудовой собственности (под влиянием Радищева и демократического крыла французского Просвещения), он требовал освобождения крестьян с землей. Однако осуществление этих преобразований, полагал он, должно произойти в результате правительственного акта. Отсюда его обращение к правительству Александра I.
Как поэт Пнин И. П. примыкал к направлению русской гражданственной лирики начала XIX в. Разрабатывая жанр традиционной оды:
«Ода на правосудие»,
«Бог»,
«Надежда»,
«Слава»,
«На смерть Радищева» и другие), он стремился реформировать ее структуру, приспособив к системе просветительских идей. Он насыщает поэзию философской терминологией, подчиняя композицию оды логике философского доказательства. В этом смысле оды Пнина И.П. отчетливо продолжают традицию поэзии Радищева, хотя революционный пафос оды «Вольность», видимо, не вызывал в нем сочувствия.
Поэзия Пнина высоко ценилась в кругах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. К. Н. Батюшков собирался посвятить ему и Радищеву специальную главу в задуманной им истории русской литературы.
Умер в 1805 году.