Пересветов Иван Семёнович

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Пересветов Иван Семёнович - публицист XVI века. Год рождения неизвестен.

    Считал себя потомком брянского Александра Пересвета (монаха, а затем боярина), героически сражавшегося с татарами на Куликовом поле.

    В конце 1538 или начале 1539 Иван Семенович приехал из Литвы в Москву. До этого нес военную службу сначала в войсках польского короля, затем в отрядах Ф. Сапеги и А. Тенчинского, принимая участие в войне за венгерское наследство (1532—34). После окончания войны в Венгрии Пересветов был послан к молдавскому воеводе Петру Рарешу, где познакомился с выходцем из Москвы Василием Мерцаловым. Видимо, здесь и появилось у него желание вернуться на родину. Пребывание за границей дало ему возможность хорошо познакомиться с политической борьбой, которая велась в это время в Польше и Литве, а также усвоить некоторые идеи польских и чешских гуманистов.

    Приехав в Москву, Иван Семенович предложил правительству малолетнего тогда Ивана Грозного организовать мастерскую для изготовления особых щитов македонского образца (эти щиты могли пригодиться в предстоящей войне с Казанским царством). Предложение Пересветова было принято, и он поступил под начало к боярину М. Ю. Захарьину, который должен был наблюдать за работой. Сам Иван Семенович был пожалован поместьем. Боярин Захарьин вскоре умер, работа мастерской остановилась. Ивану Семеновичу пришлось выполнять различные «государевы службы»; его поместье запустело, имущество, вывезенное из-за границы, ушло на ведение тяжб с боярами, не допускавшими его к царю.

    Приход к власти правительства Сильвестра и Адашева несколько изменил положение в стране. Воспользовавшись этим, 8 сентября 1549 Иван Семенович подает Ивану Грозному две «книжицы», заключающие в себе ряд его публицистических произведений, в которых он излагал проект необходимых с его точки зрения государственных реформ. Вместе с «книжицами» публицист вручает царю «малую» челобитную, где рисует свое бедственное положение и просит помощи. Так как ответа на нее не последовало, он вскоре подает вторую — Большую челобитную, к которой прилагает копию с поданных ранее сочинений. Хотя предложения и просьбы его были оставлены без внимания, однако реформы Ивана Грозного, проведенные в 50-х гг. XVI века, во многом перекликаются с тем, что считал необходимым сделать Пересветов И.С.

    Последнее упоминание о нём находится в «Описи царского архива» (1562—72); здесь хранился «черный список Ивашки Пересветова да Петра Губастого и иные списки». Речь идет, видимо, о каком-то судебном деле, связанном с именем публициста. Возможно, что Иван Семенович, как передовой человек своего времени, высказывающий с точки зрения верховных властей слишком смелые мысли, к тому же выходец из Литвы, попал в немилость, был судим и погиб вместе с другими подозреваемыми царем в «измене» людьми.

    Сочинения дошли до нас в нескольких списках, наиболее ранний из них относится к XVII веку. В полной редакции сочинений публициста заключаются:

    Большая челобитная; трактат о взятии Царьграда Магометом-салтаном, состоящий из двух частей:

    а) «Повести об основании и взятии Царьграда» Нестора-Искандера в обработке Пересветова

    б) «Сказания о книгах и Магмет-салтане»;

    два предсказания философов, Малая челобитная и сказание о царе Константине.

    Как показывает содержание, все эти сочинения были написаны публицистом к осени 1549. Представитель служилого дворянства, имевший возможность наблюдать на западе ожесточенную борьбу королевской власти с непокорными вельможами, сам на себе испытавший боярский произвол, он был убежденным сторонником сильной государственной власти: «Как конь под царем без узды, так царство без грозы»,— пишет он. Рассказывая в сказании о греческом царе Константине, как в годы его молодости вельможи разоряли царство, автор иносказательно рисует картину Руси в годы малолетства Грозного. По мысли Пересветова, именно самовластие вельмож привело к тому, что Византия была завоевана турками.

    В «Сказании о Магмет-салтане» публицист рисует образ умного и сильного правителя, который, познакомившись с мудростью, заключенной в греческих книгах, вводит в стране новые порядки. Он уничтожает привилегии вельмож, отменяет систему «кормлений», посадив чиновников и судей на жалованье. Он жестоко борется со взятками. Понимая, что царь силен и славен войском, он заботится о создании образцового войска. Своих подданных он расценивает не по знатности, а по заслугам: лучший у него тот, кто ему верно служит. Магмет — противник рабства. «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою не смелы против недруга»,— говорит он.

    Выступая против порабощения, Иван Семенович, естественно, имеет в виду не феодальную зависимость крестьянства, а полное и кабальное холопство, которое приводило к обострению классовой борьбы угнетенного населения и к «беспорядкам» в государстве. Главное в государственных делах — «правда», поэтому Магмет сурово и беспощадно искореняет всякие злоупотребления. К проблеме государственной «правды» публицист возвращается не раз. Когда Василий Мерцалов рассказывает воеводе Петру о благолепии московских храмов и пышности богослужения, воевода спрашивает его: «А есть ли в Московской земле правда?» Получив ответ, что правды нет, он заключает: «А если правды нет, то и всего нет!» Этим публицист хочет сказать, что в Русском государстве должна быть восстановлена «правда», то есть проведены необходимые реформы, без которых государство не может далее существовать. Иван Семенович указывает в своих сочинениях на возросшую международную роль Русского государства, от которого ждут помощи в борьбе за освобождение от иноземного ига соседние славянские народы и греки.

    Сочинения Пересветова Ивана Семеновича написаны хорошим русским языком с очень незначительным количеством полонизмов. Картина разрухи в государстве во время правления бояр подтверждается как документами того времени, так и показаниями других писателей-современников. Публицист использует в своих произведениях ряд известных ему литературных памятников: «Повесть о взятии Царьграда», «Повесть о Дракуле», «Сказание о князьях Владимирских», обрабатывая их в нужном ему направлении.

    Сочинения Пересветова занимают видное место в европейской публицистике XVI века.

    На Руси они пользовались большой популярностью: их неоднократно переписывали, перерабатывали и внимательно читали, пытаясь найти в них ответы на вопросы, волновавшие русских людей в это беспокойное время.

    Год смерти Пересветова Ивана Семёновича неизвестен.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос