Павлова Каролина Карловна

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Павлова Каролина Карловна (Яниш) родилась 10(22).VII.1807 г. в городе Ярославле — русская поэтесса.

    Родилась в семье Карла Ивановича Яниша, врача по специальности, получившего образование в Лейпциге.

    В 1808 он был переведен из Ярославского Демидовского лицея в Москву на должность профессора физики и химии Московской медико-хирургической академии.

    Каролина Карловна получила прекрасное домашнее образование, которым руководил ее отец, человек с энциклопедическими знаниями и широкими научными и художественными интересами. Он занимался с дочерью физикой, математикой, химией, рисованием, историей искусств, а для занятий иностранными языками, литературой и музыкой приглашал лучших в Москве учителей. Обладая исключительными способностями, любознательностью и памятью, она получила разностороннее образование и свободно овладела многими иностранными языками. На развитие ее большое влияние оказало посещение салона А. П. Елагиной. Оно ввело Павлову в круг современных вопросов общественной и культурной жизни в России и на Западе и позволило лично познакомиться с представителями русской мысли и литературы (Жуковским, Вяземским, Чаадаевым, Баратынским, Дельвигом, Языковым, И. Киреевским, Погодиным, Шевыревым, Хомяковым, Веневитиновым, Герценом, Огаревым и другими). Через Елагиных Павлова стала бывать в салоне княгини 3. Волконской, где познакомилась с А. Мицкевичем, полюбила его и получила от него предложение. Но брак не состоялся из-за несогласия ее родных. Мицкевич вскоре уехал за границу. Встреча с ним стала огромным фактом в духовной жизни Павловой. Она сохранила на всю жизнь в душе и творчестве свою любовь к А. Мицкевичу, о которой писала в глубокой старости: «Воспоминание об этой любви и доселе является счастьем для меня» («Исторический вестник», 1897, № 3, с. 1086).

    Литературная деятельность Каролины Карловны началась во 2-й половине 20-х гг. Но из ранних оригинальных произведений ее сохранились лишь два стихотворения на немецком языке, относящиеся к 1827.

    Многое из написанного ею утеряно, в частности перевод на немецкий язык «Конрада Валленрода» Мицкевича, отправленный поэтессой вместе с посвящением Гёте, который с похвалой отозвался о нем Мицкевичу.

    Первым печатным произведением Павловой была книга оригинальных стихотворений и переводов из русских поэтов на немецкий язык («Das Nordlicht»), вышедшая в 1833, куда вошли стихотворения Пушкина, Баратынского, Языкова, русские песни и оригинальные ее произведения.

    В 1837 Каролина Карловна получила наследство от богатого родственника и в том же году вышла замуж за писателя Н. Ф. Павлова. Хотя говорили о браке по расчету, но первые годы ее супружеской жизни были счастливы. Их связывали литературные интересы, общее знакомство с литературными кругами и взгляды на русскую действительность. Они сочувствовали прогрессу, осуждали самодержавно-крепостнический деспотизм, грубость и невежество барства.

    В 1839 у них родился сын. Павловы в это время жили в полном материальном довольстве, позволявшем им давать еженедельно богатые литературные вечера.

    Их салон с конца 30-х гг. и в 40-х гг. был самым известным и многолюдным в Москве. В нем бывали Белинский, Лермонтов, Гоголь, Аксаковы, Киреевские, Хомяков, Шевырев, Самарин, Герцен, Огарев, Сатин, Грановский, Тургенев, И. Панаев, Григорович, Н. Берг, Кетчер, Н. Мельгунов, Мей, Фет, А. Григорьев. Появились люди и из старшего поколения: Загоскин, А. И. Тургенев, М. А. Дмитриев, Вяземский, Баратынский и другие.

    На собраниях у Павловых обсуждались вопросы, волновавшие современные умы, на них «соперники являлись во всеоружии, с противоположными взглядами, но с запасом знания и обаянием красноречия» (Б. Н. Чичерин, Воспоминания, Москва сороковых годов, М., 1929, с. 8).

    Во многих стихотворениях поэтессы отразились споры, происходившие на их вечерах («Разговор в Трианоне», «Прометей» и других).

    Но при видимом благополучии счастье Каролины Карловны оказалось непрочным. Картежная игра мужа привела семью к разорению, и супруги разошлись. Она уехала из Москвы, осуждаемая друзьями мужа, сосланного в Пермь.

    С июня 1853 до середины мая 1854 она с матерью и сыном сначала жила в Дерпте, а затем в Петербурге.

    Весной 1856 уехала за границу. Путешествуя по Европе, побывала в Константинополе, Риме, Венеции, Неаполе, жила в Интерлакене и Дрездене.

    В 1858 возвратилась в Россию и, прожив лето в Москве, вновь уехала и решила навсегда остаться в Дрездене. Решение покинуть Россию было мучительным событием в её жизни. Это было не добровольное решение, а результат сложившихся непоправимых обстоятельств. Кроме возникших неприязненных отношений к ней старых знакомых, преследований кредиторов, не малое значение имели отзывы критики (Некрасова, И. Панаева, Чернышевского, Добролюбова и других), в которых ее имя сопровождалось резким осуждением и насмешками, вызванными ее враждебным отношением к демократической критике.

    В 1859 Каролину Карловну обрадовали два события. Она была избрана почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете. И в том же году в Дрездене познакомилась с А. К. Толстым, общение с которым перешло в дружбу и деятельное сотрудничество. Перевела на немецкий язык его стихи, драмы «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Федор Иоаннович», поэму «Дон Жуан».

    В 1863 вышел в Москве сборник стихотворений Павловой К.К., вызвавший отрицательные отзывы критики, в том числе М. Е. Салтыков-Щедрина, назвавшей ее поэзию «мотыльковой» за ее декларацию «Мотылек».

    В 1866 она приезжала в Россию, гостила у А. К. Толстого, читала в Москве в Обществе любителей российской словесности отрывки из своего перевода трагедии Шиллера «Смерть Валленштейна».

    Выехав в 1866 из России, поэтесса в нее уже никогда более не возвращалась, доживая свою одинокую старость в местечке Хлостервиц около Дрездена, который она покинула из-за недостатка средств на городскую жизнь. Здесь она продолжала неустанно трудиться, несмотря на начавшуюся болезнь глаз и материальные лишения.

    Она писала воспоминания, из которых сохранился лишь отрывок, напечатанный в «Русском архиве» (1875); занималась переводами на немецкий язык и оригинальным творчеством; на закате своей жизни (1891) начала готовить к изданию полное собрание своих стихотворений, переданное внуку Д. И. Павлову, которое в печати не появилось, и судьба его до сих пор остается неизвестной. Умерла Каролина Карловна на 86-м году жизни в одиночестве и нищете. Ее похоронили, по свидетельству современников, на счет местной общины, продав для покрытия расходов ее скудное имущество.

    Творчество Павловой К. К. делится на три периода.

    Первый продолжался с конца 20-х гг. до начала 40-х, когда она создает преимущественно драматические фантазии и баллады:

    «Die Geisterstunde»,

    «Die Nixe»,

    «Старуха»,

    «Огонь»,

    «Монах»,

    «Рудокоп»,

    «Рассказ» и другие, содержанием которых является сюжетно-лирическое изображение душевного мира человека в его внутренних связях с окружающей действительностью.

    Сущность одной из ранних фантазий «Die Geisterstunde» (1831—32) не в фабуле, не в лирическом переживании героев, а в отражении того таинственного мира природы, который врывается в человеческую жизнь и разрушает ничем не возврати- мое счастье молодых людей. Драматизм содержания проступает через внешнюю идилличность, фантазию, автору присуща тревога за судьбу человека, разочарованность в идеалах руссоистского романтизма. Дальнейшее развитие эти идеи находят в других балладно-фантастических произведениях, в которых речь идет уже о трагической борьбе страстей и внутренней дисгармонии в самом человеке. В них, в отличие от ранних фантазий, вводятся, хотя и скупо, бытовые детали, яркие психологические характеристики героев, воспроизводится борьба страстей. Но и в этих балладах герой дается вне конкретно-исторической обстановки, только со стороны морально-психологического его содержания. Так, в балладе «Рудокоп» показано, как корыстная страсть овладеть богатствами заменяла юноше рудокопу искреннюю любовь к природе и сделала для него богатство «неба божьего дороже, светлее звезд, нужнее дня», разрушив тем самым гармонию души и лишив жизнь его светлых радостей.

    Могучая власть поэтического образа над душой человека раскрывается в балладе «Старуха». Созданный рассказом старухи образ красавицы приобрел неодолимую силу воздействия на героя баллады потому, что рассказчица умела «ненаслушными словами» «одеть в образ нежный» «сокровенные мечты» своего слушателя.

    Сила искусства, по мнению поэтессы, не в отражении действительности, а в выражении души человека, в воплощении его мечты, преображающей жизнь. Эти мысли служат содержанием ее стихотворений, посвященных поэзии и поэту, ее романтического отношения к ним («Сонет», 1839; «Поэт», 1839; «Мотылек», 1840, и др.).

    Баллады Каролина Карловна связаны с тем особым интересом к внутреннему миру человека, который характерен для 30-х гг. Как московские любомудры, а позднее члены кружка Станкевича, она решает вопросы философии личности в духе шеллингианства, видя гармонию человека в подчинении его темных эгоистических страстей власти разума.

    В творчестве Павловой в это время редко, но появляются не только темы внутренних противоречий личности, но и противоречий ее с социальной действительностью. К ним относятся стихотворения на исторические темы «Сфинкс» (1831), «Jenne d'Arc» (1837), «Милькеев» (1838), посвященные социальным противоречиям русской жизни 30-х гг.

    История Павловой представляется трагическим соединением добра и зла и страшной загадкой, в усилиях, разрешить которую напрасно гибнут поколения.

    В стихотворении «Сфинкс», навеянном подавлением польского восстания 1830, этот исторический пессимизм нашел такое же выражение, как и в «Jenne d'Arc». Противоречие современной общественной жизни Павлова раскрывает на судьбе Милькеева, поэта-самоучки, которого вело к гибели безучастное отношение к нему меценатствующего барства.

    Во второй период творчества (с начала 40-х до сер. 50-х гг.) основным поэтическим жанром Каролины Карловны становится элегия, которую она часто называет думой. Сюжетные произведения уже не занимают такого места, как в первый период, и приобретают сравнительно с ранними балладами большую силу элегического звучания и внутренний драматизм. Тематический диапазон её в это время исключительно широк. Она пишет о поэзии, творчестве, раздумьях о смысле жизни, молодом поколении, судьбе женщины, истории, революции, России, религии, дружбе, любви и так далее. Стихи ее носят характер внутреннего спора с самой собой, спора сомнения с верой, разочарования с надеждами, в которых отражается драматизм личной судьбы поэтессы, пессимистически окрашивающий лирическое содержание большинства стихотворений. Опыт и тревоги действительности заставляют Павлову в 40—50-е гг. узнать «надежд бессмысленные ласки и жизни строгий приговор». Разочарование начинает казаться неизбежным спутником человеческой жизни

    «Кто не стоял испуганно и немо

    Пред идолом развенчанным своим?».

    Задумываясь над своей прожитой «лучшей века половиной», она приходит к безотрадному и мрачному выводу

    «С грезой тщетной и упорной,

    Может, лучше было ей

    Обезуметь в жизни вздорной

    Иль угаснуть средь степей».

    Но вместе с тем, как бы жизнь ни разочаровывала, Павлова никогда окончательно не теряла веры в нее и убеждала себя в том, «что ложны в нас бессилье и смущенье, что даст свой плод нам каждый падший цвет». Одной из великих сил, которая побеждает невзгоды жизни, была для Каролина Карловна поэзия, радостный гимн которой вырывается из уст измученной житейскими испытаниями поэтессы:

    «Одного, чего и святотатство Коснуться в храме не могло:

    Моя напасть!

    Мое богатство!

    Мое святое ремесло!»

    В 1847 было написано произведение «Двойная жизнь», которое может служить одним из автокомментариев, с особой полнотой и ясностью выражающих особенности мировоззрения поэтессы и драматизм ее зрелой лирики. В романе изображается светское общество и судьба девушки, которая безропотно выходит замуж за случайного человека, обрекая себя на долгую безрадостную жизнь, на участь бескрылой Психеи, «рабыни шума и сует». Павлова убеждает романом, что внутренняя потребность красоты, добра и правды способны возродить душу человека, которую уже бессильно погубить все обезличивающее светское общество. Это произведение является исключительным в русской литературе по своему художественному своеобразию. Главная особенность его в том, что стихи и проза органически связаны между собой. Проза приобретает ритмичность, а затем переходит в стихи, в которых раскрываются сны и грезы молодой девушки. Переход прозаической речи в стихотворную впервые явился в нашей литературе средством раскрытия внутреннего мира человека. Критика единодушно отметила достоинства произведения П. В «Современнике» (1848, № 3, с. 47—60), в том же номере, где была напечатана последняя статья Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», появилась без подписи автора положительная рецензия на роман «Двойная жизнь».

    Со 2-й половине 40-х гг. Каролина Карловна все чаще откликается на важнейшие события эпохи. Наиболее значительными откликами являются «Разговор в Трианоне» (1848), «Разговор в Кремле» (1854) и другие. В это время интерес её к истории выражается в стремлении понять движущие силы ее, место в ней личности и народа. Исторический прогресс она видит в развитии идей, во внутреннем совершенствовании человека.

    Ее привлекают эпохи великих переломов, когда с особенной силой обнаруживается власть духа над инерцией отживающего прошлого. О том говорит ее стихотворение «Ужин Полиона» (1857), которое уже относится к третьему периоду творчества поэтессы, то есть ко времени с середины 50-х до конца 60-х гг. Творчество этого времени совпадает с пережитой поэтессой жизненной драмой, которая отразилась в преодолении характерной для ее поэзии патетики и вместе с тем рассудочности, а также традиционно-романтической символики. Ее поэзия стала стилистически простой и человечески искренней. Об этом свидетельствуют ее стихотворения:

    «Ты, уцелевший в сердце нищем» (1854),

    «О былом, о погибшем, о старом» (1854),

    «Не пора!» (1858),

    «Средь зол земных, средь суеты житейской» (1857),

    «Гр. А. К. Толстому» и другие.

    О том же свидетельствуют ее воспоминания, опубликованные и оставшиеся неопубликованными, в которых критически изображается жизнь русского барства.

    Творчество Павловой не утратило своего значения. В нем отразился литературный процесс в период кризиса романтического гуманизма и обогащения русской поэзии новыми поэтическими средствами выражения лирического содержания и высокой культуры стиха, сложившейся на почве развития поэтических традиций пушкинской эпохи.

    Умерла 2(14).XII.1893 г. в Германии в м. Хлостервиц около Дрездена.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос