Озеров Владислав Александрович

Дата публикации или обновления 05.01.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Озеров Владислав Александрович родился 30.IX(11.Х).1769 г. в селе Казанское Зубцовского уезда Тверской губернии в дворянской семье среднего достатка — драматург.

    С 1776-87 учился в Шляхетском сухопутном корпусе, после окончания, которого служил в Южной действующей армии, затем в воспитавшем его корпусе.

    В 1794 Владислав Александрович перешел на гражданскую службу в Лесной департамент при министерстве финансов.

    В 1808 вышел в отставку и уехал из Петербурга — сначала в имение отца, потом в свою деревню Красный Яр в Казанской губернии.

    В 1812 после тяжелого психического заболевания Озеров сошел с ума, был перевезен отцом в его имение, где и умер.

    В 1794 началась литературная деятельность Владислава Александровича с перевода сентиментального послания Колардо «Элоиза к Абеляру».

    В 1798 была поставлена на сцене придворного театра трагедия Озерова В.А. «Ярополк и Олег». Историческим фактам драматург придал своеобразное, современное его эпохе истолкование и в финале трагедии изобразил торжество добра над злом, завистью и мстительностью. Трагедия не имела успеха, и Озеров на несколько лет оставил театральное поприще.

    Он пишет малозначительные оды, басни, лирические стихотворения.

    Вторая трагедия Озерова — «Эдип в Афинах» (1804) принесла автору громкую и заслуженную известность. В основу трагедии был положен миф о фиванском царе Эдипе. Владислав Александрович изменил традиционный сюжет в духе его сентиментальной переделки, принадлежащей французскому драматургу Дюси: оставил Эдипа в живых, выдвинув на первый план преданную любовь Антигоны к несчастному отцу и обратив гнев богов на злодея Креона.

    В начале декабря 1805 была поставлена трагедия Озерова «Фингал», написанная по мотивам поэмы Оссиана. Драматург своеобразно воспринял поэзию Оссиана: ее «восточный стиль», напряженная метафоричность никак не отразились на монотонно-элегическом стиле «Фингала». Героическое начало оссиановской поэзии оказалось у Владислава Александровича на заднем плане, зато усиленно подчеркивались ее лирически сентиментальные элементы.

    В 1807 на сцене появляется новая трагедия Озерова — «Дмитрий Донской». Пьеса увлекала своим страстным патриотическим чувством и, несмотря на исторический сюжет, воспринималась как живой отклик на современность. Основное внимание автор уделяет личному конфликту: Дмитрий Донской и князь Тверской оказываются соперниками в любви к новгородской княжне Ксении. Однако в противоположность классицистическим канонам этот конфликт разрешался в духе сентиментализма: сознание гражданско-патриотического долга в душе героя не всегда торжествует над его любовными чувствами.

    В духе сентиментализма решал Владислав Александрович и вопрос о положении женщины в семье, о ее личных правах: Ксения, вопреки воле отца, доказывает нелюбимому ею жениху всю несостоятельность брака, а Дмитрий высказывается против родительского деспотизма.

    В изображении характеров и событий Озеров отступает от исторической правдивости. «Увлеченный романтическим воображением,— писал П. А. Вяземский,— он занес преступную руку на самый исторический характер Дмитрия и унизил героя, чтобы возвысить любовника» («О жизни и сочинениях В. А. Озерова»).

    Эту особенность трагедии Владислава Александровича отметил и А. С. Пушкин: «Что есть народного в Ксении, рассуждающей шестистопными ямбами о власти родительской с наперсницей посреди стана Димитрия?» (Полное собрание сочинений, том VII, с. 39).

    Еще больший отход от классицизма обнаруживается в последней трагедии Озерова — «Поликсена» (1809). Сентиментально-романтическое начало ее весьма значительно, особенно в трактовке главной героини.

    Трагедии Владислава Александровича Озерова, отличаясь более глубоким по сравнению с классицистической трагедией психологическим анализом, разрушали классицистические традиции в драматургии, хотя в области формы (александрийский стих) они не выходили за рамки этих традиций.

    Драматургия Озерова оказала влияние на выработку либерально - дворянского сентиментализма.

    Умер 5(17).IX.1816 г. в селе Казанское Зубцовского уезда Тверской губернии.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос