Нестор
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Дата рождения летописца Нестора неизвестна.
Биографических сведений о нем чрезвычайно мало.
Он жил во 2-й половине XI — начала XII века.
Был иноком Киево-Печерского монастыря, сыгравшего в истории Киевской Руси огромную культурную и общественно-политическую роль. В монастырь он вступил при игумене Стефане (1074—78). Есть основания полагать, что он постригся в монастырь уже человеком в летах, известным своей высокой образованностью.
Вскоре после вступления в монастырь Нестор пишет свое первое произведение — «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпьцю Бориса и Глеба». В конце «Чтения» автор называет свое имя: «Нестер грешный».
Вслед за «Чтением» (по наиболее мотивированному мнению академика А. А. Шахматова между 1079—88) летописец пишет второе сочинение — «Житие отца нашего Феодосия, игумена Печерского монастыря». И в этом произведении он называет свое имя и отмечает, что ранее им было написано «Чтение». Оба его сочинения, относящиеся к жанру житий, представляют значительное литературное явление своего времени.
До «Чтения» уже имелось произведение о первых русских «святых» — князьях Борисе и Глебе — «Сказание о Борисе и Глебе». Нестор в своем «Чтении» использовал это «Сказание», но своему сочинению придал вид, более соответствующий торжественно-официальному характеру житийного жанра. Ряд добавлений и изменений в «Чтении», сравнительно с анонимным «Сказанием», характеризуют летописца как талантливого писателя, умеющего создать живые образы, драматизировать рассказ внесением в него новых выразительных эпизодов.
«Житие Феодосия» в литературном отношении стоит еще выше «Чтения». Это произведение полностью отвечает требованиям, предъявлявшимся в древности к памятникам житийного жанра: в нем есть вступление и заключение торжественно- риторического характера, в достаточной мере присутствует элемент назидательности и нравоучительности, во многом использованы типичные ситуации, характерные для византийских монашеских и великомученических житий. Но наряду с этим в его произведениях нашли широкое отражение устные монастырские предания и легенды. Он с несвойственной обычным житиям яркостью описал взаимоотношения Феодосия с матерью, талантливо и правдиво передав на страницах своего сочинения горячую материнскую любовь, переходящую в жестокость и отчаяние. Основная тема «Жития Феодосия» — борьба игумена с бесами и его аскетические подвиги. Многие из рассказов па эту тему носят сказочный характер, немало в «Житии» интересных бытовых подробностей. И «Чтение» и «Житие» отличаются стремлением автора их к большим историческим обобщениям, интересом к окружающей жизни, к политическим событиям эпохи.
М. Д. Приселков писал о «Чтении» и «Житии Феодосия», что они «выделяются среди прочих произведений этой эпохи своими грандиозными размерами, свободною литературного манерою, вдумчивым и оригинальным построением, печатью крупного таланта».
Наиболее замечательным сочинением Нестора, однако, являются не эти два важных в истории древнерусской литературы памятника, а его третье произведение — «Повесть временных лет» (ПВЛ). Существует три точки зрения в вопросе о нём как авторе ПВЛ:
1) Ему принадлежит вся целиком ПВЛ;
2) Он — автор двух рассмотренных произведений и Нестор-летописец — разные лица, жившие в одно время;
3) ПВЛ как единый цельный историко-литературный памятник — создание Нестора, но и в основе этого произведения Нестор, и в дошедших до нас его видах лежат разнообразные более ранние тексты, на него наслоились более поздние добавления и переработки.
Первая точка зрения полностью отвергнута.
Из второй и третьей более убедительна третья, являющаяся, по существу, общепризнанной.
Трудами многих поколений ученых была раскрыта сложная история древнерусского летописания. Дошедшие до нас летописи представляют собой сложное соединение разновременных текстов — так называемых летописных сводов. Путем тщательного анализа реально сохранившихся текстов летописей были восстановлены входящие в них летописные своды разных времен, составленные в разных местах. И Нестор, создавая около 1113 в Печерском монастыре новый летописный свод — ПВЛ, не сочинял заново весь текст этой летописи, а изменял, дополнял, перерабатывал уже имевшийся к этому времени летописный свод — так называемую Начальную летопись. В свою очередь Начальная летопись прошла к этому времени длительную и сложную историю — ей самой предшествовало несколько более ранних летописных сводов. И сама ПВЛ дошла до нас не как отдельное самостоятельное произведение, а уже в переработанном и измененном виде, в составе более поздних летописей. Сведения о том, что он был автором не только житий, но летописцем, имеются в послании XIII в. черноризца Поликарпа к игумену Печерского монастыря Акиндину (послание Поликарпа входит в настоящее время в состав Киево-Печерского патерика). В самом заглавии ПВЛ, в некоторых ее списках, сказано, что это — создание «черноризца Феодосьева монастыря Печерского», а в одном из списков, так называемых Хлебниковском, указано и имя этого черноризца — Нестор.
Задачи своего труда летописец четко обозначил самим его заглавием: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первые княжити, и откуду Руская земля стала есть» («Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля»). Перерабатывая свой источник, Начальный свод, Нестор связал русскую историю с мировой, чего в предшествующих ему летописных сводах не было.
Рассказ об истории Руси летописец начал с легенды о разделении всей земли между сыновьями библейского Ноя, подчеркивая тем самым равноправие русского народа с остальными великими народами мира, так как и русские люди ведут свое начало от одного из сыновей Ноя. В этой вводной части ПВЛ сообщаются самые разнообразные общие исторические, географические, этнографические сведения о землях и народах, рассказывается о первоначальной истории племен, населявших когда-то Русскую землю, о нравах и обычаях этих племен.
Вслед за вводной частью идет рассказ о собственно русской истории, изложенной автором в строгой хронологии. В рассказ о русской истории IX—X веков Начального свода летописец вносит ряд существенных добавлений, почерпнутых им как из исторических документов, так и из народных преданий. Он включил в ПВЛ договоры русских с греками 912, 945 и 971. Им же были внесены в летопись такие рассказы, как рассказ о сожжении Ольгою города древлян Искоростеня, рассказ о единоборстве юноши кожемяки с печенежином, рассказ о белгородском киселе.
Последнюю часть своей летописи по 1110 автор писал на основе лично им собранных сведений. К сожалению, именно конец ПВЛ подвергся через несколько лет после работы Нестора коренной переработке, и поэтому мы имеем весьма слабое представление об этой части его работы.
Достоверно принадлежащими летописцу в этой части ПВЛ являются три рассказа:
под 1091 — о перенесении мощей Феодосия,
под 1096 — о набеге половцев на Печерский монастырь,
под 1107 — об удачном походе русских князей на половцев.
Два первых рассказа, как рассказы очевидца и участника описываемых событий (оба они ведутся от первого лица), отличаются яркой эмоциональностью и жизненной непосредственностью.
Общеисторические экскурсы Нестора в ПВЛ свидетельствуют о прекрасном знании им византийских исторических источников, о знакомстве его со всей книжной премудростью своего времени. Автор либо цитирует свои источники, либо, что гораздо чаще, передает их в своем свободном изложении. Под его пером летопись приобретает более цельный вид, так как составные ее части объединены в его рассказе единством концепции и самой манерой изложения.
Изложение Нестора гораздо более литературно и искусно, чем было и в предшествующих и в последующих летописных сводах. «Высокое литературное образование, его исключительная начитанность в источниках, умение выбрать в них все существенное, сопоставить разноречия, сделали «Повесть временных лет» не просто собранием фактов русской истории и не просто историко-публицистическим сочинением, связанным с насущными, но преходящими задачами русской действительности, а цельной литературно изложенной историей Руси» (Д. С. Лихачев, Русские летописи и их культурно- историческое значение, М.— Л., 1947, с. 168—169).
Дата смерти летописца Нестора неизвестна.