Минский Николай Максимович

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Минский Николай Максимович (настоящая, фамилия Виленкин) родился [5(27).I.1855 г. в селе Глубокое Виленской губернии в бедной еврейской семье — писатель.

    В 1875 с золотой медалью закончил Минскую гимназию.

    В 1879 — юридический факультет Петербургского университета, получив степень кандидата.

    Около полутора лет провел в Италии и Париже в качестве учителя детей барона Г. О. Гинцбурга.

    В 1882 принял православие и вступил в церковный брак с Ю. И. Яковлевой (автором повестей и рассказов под псевдоним Юлия Безродная).

    С середины 80-х гг. числился присяжным поверенным округа Санкт-Петербургской судебной палаты, не уделяя, впрочем, службе много времени. В конце 80-х гг. Николай Максимович — архивариус в Русском для внешней торговли банке.

    К началу 1876 относятся первые публикации произведений Минского (несколько стихотворений в «Журнале русских романов и путешествий»). Летом, в разгаре панславистских настроений, был напечатан «Сон славянина» в оппозиционном тогда «Новом времени» (под псевдонимом Н. Валевский.

    Крайне риторичная поэма Минского «На родине» о турецких зверствах в Болгарии привела в восторг И. А. Гончарова и была напечатана в первом номере «Вестника Европы» за 1877. Писатель становится постоянным автором «Вестника Европы». Гражданственная поэзия Николая Максимовича этих лет очень сочувственно воспринимается читателями. Запрещенная духовной цензурой поэма «Гефсиманская ночь» (1884) широко распространяется в списках, в подпольной газете «Народная воля» (1879), печатается стихотворение «Последняя исповедь», тема которого использована Репиным в картине «Отказ от исповеди перед казнью» (1879 — 85).

    В 1883 по приказу министра внутренних дел был уничтожен первый сборник стихотворений Минского.

    Будучи певцом народного горя, писатель далек от ненависти к угнетателям. Печаль, бессилие и любовь — вот главные темы его творчества. В основном его гражданская лирика ходульна, подражательна.

    В 1884 во взглядах Николая Максимовича происходит резкий перелом. Ясно понимая ограниченность поэтики и позиции поэтов — «печальников горя народного», он видит выход в индивидуализме, доходящем до «самообожествления личности в делании, в творчестве». Эта первая в России «декадентская» декларация («Старинный спор», газете «Заря», 1884, № 183) в большей степени отвечала творческим склонностям Минского: стихи его (особенно философская лирика) становятся гораздо более индивидуальными («Как сон, пройдут дела и помыслы людей...», «Нет двух путей добра и зла»), хотя некоторая рассудочность и холодность остаются характерными чертами поэзии Минского. Особенно интересно последнее стихотворение:

    Нет двух путей добра и зла:

    Есть два пути добра.

    Меня свобода привела

    К распутью в час утра.

    То, что доныне средь людей

    Грехом и злом слывет,

    Есть лишь начало двух путей,

    Их первый поворот.

    Проклятье в том, что не дано

    Единого пути.

    Блаженство в том, что все равно,

    Каким путем идти . . .

    Философская теория Минского — меонизм (от платоновского «меон» — несуществующее) не встретила поддержки ни у марксистов (Плеханов), ни у идеалистов (Владимир Соловьёв, Бердяев). Стремление человека к идеальному, невозможному, несуществующему как желание познать бога, растворенного во вселенной и, следовательно, непознаваемого, даже несуществующего для человека,— основа философского учения Минского. Осознание этого парадокса сможет изменить человеческие взаимоотношения и должно стать религией будущего.

    После прекращения работы «Религиозно-философских собраний», одним из организаторов которых был писатель, в 1904 было получено разрешение на издание газеты «Новая жизнь». Эклектичность философии Минского, вера в наивный «социал-гуманизм» объясняют многое в его дальнейшей политической деятельности. После неудачи переговоров с П. Б. Струве, а потом с П. Милюковым, которых он хотел привлечь в качестве политических руководителей создаваемой газеты, было заключено соглашение с социал-демократами. М. Ф. Андреева становилась соиздателем газеты, разграничивались «зоны влияния». Первый же номер (единственный подписанный редактором-издателем) показал несовместимость идеалистических концепций Минского с ленинской программой газеты. Но он не снимает своей подписи (новое разрешение, да еще социал-демократам, было получить практически невозможно), пишет «Гимн рабочих», переводит «Интернационал». Статья Ленина «Партийная организация и партийная литература», программа социал-демократов, «Заметки о мещанстве» Максима Горького были напечатаны в «Новой жизни».

    Вскоре Минскому как редактору было предъявлено обвинение в «призыве к ниспровержению существующего строя»; после недолгого ареста поэт был выпущен под крупный залог и эмигрировал. В Париже Николай Максимович, кроме корреспонденций в московскую газету «Утро России», пишет демократическую трилогию:

    «Железный призрак» («Русская мысль, 1909, № 2),

    «Малый соблазн» (альманах, изд. «Шиповник», № 12, 1910),

    «Хаос» («Новая жизнь», 1912, № 12).

    Основная тема трилогии — всеподавляющая власть вещей (к тому же пришел в своем «вещизме» Ален Роб-Грийе). Вещи, их существование и история оказываются гораздо более важной категорией в жизни общества, чем существование самого человека. Трилогия Минского прошла почти не замеченной, отдельной книгой была издана только одна пьеса, да и она так и не привлекла внимания исследователей.

    Не нужно преувеличивать значения проведенных сопоставлений. Существуют и весьма ощутимые расхождения между творческими концепциями экзистенциалистов и Минского. Важнее то, что он, всецело оставаясь в рамках буржуазной культуры XX в., сумел поставить целый ряд вопросов, которые позднее стали кардинальными для культуры, не приемлющей завоевания социалистического реализма, В то же время недостаточная литературная одаренность Минского не позволила ему найти художественные формы, адекватные идеям, опережавшим развитие литературы. Пожалуй, самый начальный, народовольческий период творчества Минского — единственный, когда отсутствие синтеза содержания и формы проявляется не так заметно.

    В 1922 вышли его последние книги, в одной из которых — драме «Кого ищешь?» — поэт как бы перечеркивает все свои предыдущие идеалистические устремления. Для продолжения жизни гораздо важнее оказывается мало рассуждающий, но физически сильный человек, который может поднять шкаф с книгами, чем философ, написавший все эти книги.

    Последние пятнадцать лет Николай Максимович не писал. После революции, оставаясь в эмиграции, жил в Берлине, потом в Лондоне, где работал в советском полпредстве. После разрыва Англией дипломатических отношений с СССР, как и остальные сотрудники посольства, вынужден был уехать в Париж.

    Умер 2.VII.1937 г. в Париже.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос