Минаев Дмитрий Дмитриевич

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Минаев Дмитрий Дмитриевич родился 21.Х(2.XI).1835 г. в Симбирске в небогатой дворянской семье — поэт-сатирик, драматург, переводчик.

    Дед его из солдат выслужился в офицеры и получил дворянство.

    Отец был знаком с Чернышевским, разделял взгляды Петрашевского и Иринарха Введенского, писал стихи.

    В 1847 семья переехала в Петербург, и Дмитрий Дмитриевич был определен в военно-учебное заведение — Дворянский полк, где учился В. С. Курочкин, с семьей которого, и особенно его братом Николаем, Минаев близко сошелся.

    В 1852, окончив курс учения, был выпущен в чине XIV класса.

    В 1852-55 начал службу в Симбирской казенной палате, затем переехал в Петербург, где служил в земском отделе министерства внутренних дел.

    С 1857, выйдя в отставку, Дмитрий Дмитриевич целиком посвящает себя литературной деятельности.

    Печататься Минаев начал во второстепенных журналах («Иллюстрация», «Ласточка», «Развлечение» и других), помещая в них как оригинальные стихотворения (лирические и сатирические), так и переводы.

    В 1859 выходит первый сборник пародий Минаева «Перепевы. Стихотворения Обличительного поэта. Выпуск 1».

    В 1860 издает первую по времени научную биографию В. Г. Белинского написанную с позиций революционеров- демократов.

    В 1861 недолго сотрудничает в журнале братьев Достоевских «Время», где продолжает отстаивать имя Белинского от «ученейших оппонентов» С. Шевырева, М. Погодина и других.

    В 1862 некоторое время редактирует журнал «Гудок» (14 номеров), которому старается придать прогрессивное направление. Постоянное сотрудничество в «Современнике» (1860—66), «Русском слове» (1861—64), «Будильнике» (1865 — начале 70 гг.) и особенно «Искре» (1860—74) принесло Минаеву в 60-е гг. известность сатирического поэта, близкого к идеологии революционных демократов, что привлекло внимание к нему III отделения.

    В 1864, считая позицию «Русского слова» в полемике с «Современником» по поводу «Отцов и детей» для себя неприемлемой, он выходит из журнала и пишет сатирическую поэму «Евгений Онегин нашего времени», в которой поднимает ряд социальных вопросов (выступает как против писаревской трактовки Пушкина, так и против нигилизма Базарова).

    В 1866 создает несколько сатирических стихотворений в связи с «Муравьевской одой» Некрасова.

    В 1866 Минаев Д. Д. был привлечен по делу Каракозова. Находясь под следствием в Александро-Невской части, покушался на самоубийство. Освобожден через два месяца после ареста.

    В творчестве Дмитрия Дмитриевича 1870—80-х гг. появляются мотивы усталости, отчаяния и скорби, сменяющиеся (70-е гг.) мотивами более мажорными. Он сотрудничает в «Деле» (1868—73), «Отечественных записках» (1868—75), продолжает публиковаться в «Искре».

    С середины 1870—80-х гг. поэт вынужден сотрудничать в либеральных газетах «Петербургский листок», «Петербургская газета» и других, писать на заказ. Не ограничиваясь банальными сатирами на «злых жен» и «мужей-рогоносцев», Минаев и в эти годы пытается сохранить и продолжить сатирические традиции «Искры». Отвергая как неверное положение, что Минаев в 70—80-е гг. отказался от прежних демократических воззрений, следует подчеркнуть, что его творчество этих лет при общей демократической сущности противоречиво, непоследовательно и нередко пессимистично. Поэт не видит ближайших обнадеживающих перспектив общественного преобразования в России.

    В 1887 больной Дмитрий Дмитриевич (болезнь почек) возвратился в Симбирск «лечиться воздухом родины» и умер через два года, одинокий и забытый.

    Дмитрий Дмитриевич наиболее известен как поэт-сатирик (псевдоним: Обличительный поэт, Темный человек, Дм. Свияжский, Отставной майор Михаил Бурбонов, Литературное домино, Аноним, Общий друг, Перекати-поле, Иван Кисточкин и многие другие).

    Сатира Минаева обличает дореформенные, крепостные порядки и направлена против буржуазно-помещичьего строя России. Выступая против социальных зол России, поэт, как правило, противопоставляет им идеалы автора, образы революционеров-демократов («Лунная ночь», «Две судьбы»). В своих сатирических произведениях он мгновенно откликается на политические и литературные события, актуально и политически остро реагируя на факты, существенные для данного исторического момента и социальной среды: идет «по горячим следам событий». В этом — сильная сторона его поэзии. Минаев — поэт некрасовской школы. В его творчестве можно выделить как использование некрасовских тем, мотивов и образов, так и близость к самой поэтической манере Некрасова. Но его нельзя считать эпигоном поэта-демократа: принимая дух и принципы некрасовской поэзии, Минаев, опираясь на них, создавал свои, оригинальные произведения.

    Одним из ведущих жанров сатирического творчества поэта был фельетон, в котором он сумел соединить вместе литературную пародию, эпиграмму, сатирические сценки, стихотворные перепевы, иронические рецензии на литературные произведения и художественные выставки. Фельетонные обозрения под названием «Дневник Темного человека» занимали важное место в идейном строю журнала «Русское слово» (1861—64) и были продолжены поэтом в журнале «Дело» (1868—73) под названием «С невского берега» (подписывались «Аноним»). Фельетон Дмитрия Дмитриевича представлял собой многожанровое сатирическое произведение, в котором сочетались прозаические и стихотворные элементы, а также другие жанры сатиры.

    В конце жизни, печатаясь в газетах, поэт создает стихотворный газетный фельетон на злобу дня. Этот жанр, родоначальником которого является Дмитрий Дмитриевич, занял с конца XIX в. постоянное место на страницах столичной и провинциальной прессы.

    Для сатиры Минаева Д. Д. характерно обилие намеков, создание, как и у других «искровцев», литературных масок (наиболее удачная — Отставной майор Михаил Бурбонов — тупой и глупый солдафон, прямолинейно и самодовольно высказывающий свои взгляды на жизнь и искусство) и прием использования в новых целях художественных образов, созданных классической литературой прошлого. (По этому принципу построены и некоторые поэмы Минаева: «Юлий Цезарь», «Евгений Онегин нашего времени» и другие) он широко использовал грибоедовские образы (Молчалин, Репетилов), лермонтовский (Демон) и другие. Изменял обстановку и переносил эти образы в новые социальные условия, чем достигал определенного сатирического эффекта. В пародиях Минаев вскрывал идейные тенденции, эстетические принципы, пародировал литературную манеру поэтов «чистого искусства», особенно Фета. Однако у Минаева иногда при этом отсутствовал второй план, необходимый в пародии, и стихотворение становилось подражательным. Минаев Д. Д. — мастер каламбура и рифмы.

    Он обладал изумительной способностью находить новые, неожиданные рифмы, сопоставлять, казалось бы, несопоставимые явления и вещи, владел гибкостью и непринужденностью стиха, даром импровизации.

    В конце 60-х — начале 70-х гг. Минаев обращается к жанру сатирической сказки (наиболее удачные сказки помещены в «Искре» под названием «Старые сказки на новый лад»).

    Как драматург Дмитрий Дмитриевич выступил в «Искре» с драматическими сценками сатирического характера. В 70-е гг. написал комедии «Либерал», «Спетая песня» (получил Уваровскую премию) и совместно с С. Худековым пьесу «Кассир». Пьесы Минаева малоудачны, в них нет остроты социального конфликта.

    Переводы Дмитрия Дмитриевича поэм Байрона («Дон-Жуан», «Чайльд Гарольд», «Манфред» и другие), Гейне («Германия»), Данте («Божественная комедия») и другие малохудожественны: в них не передано своеобразия мыслей и стиля подлинника. Однако познавательное их значение бесспорно.

    Лирика Минаева, претерпевшая эволюцию от некрасовских мотивов к надсоновским, в своей основе подражательна; поэт нередко впадает в риторику, в мало удающийся ему патетический тон.

    Творчество Дмитрия Дмитриевича далеко не равноценно. Стихотворениям его часто свойственна поверхностность, выдвижение на первый план незначительных фактов (больше смеха ради смеха, чем сатиры, каламбур, игра слов, трудная и какая-нибудь особенно фокусная рифма всегда соблазняли его настолько, что заслоняли собою подчас мысль). Интересный мастер стиха, Минаев не был большим поэтом, но он, бесспорно, имеет свое поэтическое лицо. Создатель жанра стихотворного сатирического фельетона, блестящий пародист, «король рифмы», искусный эпиграмматист, Дмитрий Дмитриевич в лучших своих произведениях отстаивал демократические идеалы 60-х гг., оказал влияние и на дальнейшую русскую сатирическую поэзию.

    Умер 10(22).VII.1889 г. в Симбирске.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос