Майков Василий Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Поэт Майков Василий Иванович родился 17(28).VI.1728 г. в семье ярославского помещика, умер 1778 г. в Москве.
Отец любил театр и был покровителем труппы Ф. Г. Волкова. Серьезного образования в детстве Василий Иванович не получил, не стремился к этому и впоследствии.
В 1742 Майков Василий Иванович был привезен в Петербург и определен в Академическую гимназию, но вскоре, в том же году, был записан в лейб-гвардии Семеновский полк, где служил долгие годы и его отец.
В 1743, согласно правительственному указу, Майков был отпущен домой для изучения наук, необходимых военному человеку: арифметики, геометрии, иностранных языков, артиллерии и др. Он пробыл в Ярославле четыре года, однако больших знаний за это время не приобрел.
В 1747 он начал солдатскую службу в Семеновском полку, особого радения к ней не проявлял.
В 1761 Майков Василий Иванович вышел в отставку в чине капитана. Василий Иванович поселяется в Москве, сближается с литературным кружком М. М. Хераскова и вскоре становится деятельным сотрудником его журнала «Полезное увеселение» и «Свободные часы».
В 1762 году Майков В.И. впервые выступил в печати, опубликовав в январском номере «Полезного увеселения» эклогу «Цитемель». В этом же году он выпустил отдельным изданием «Оду па восшествие ее величества на всероссийский престол, на день тезоименитства ее 1762 года», в которой, рассыпая похвалы Екатерине II, изложил тезисы ее «обстоятельного манифеста».
Позже Василий Иванович выступает с другими одами, в которых связывает возвращение славных починов петровского царствования с новой императрицей, подсказывает ей продолжать просветительскую деятельность Петра I («Ода на новый 1763 год», «Ода на случай избрания депутатов 1767 года» и др.).
Традиции сумароковских «Притч» (1762) продолжает Майков в басенном творчестве. Он перелагает басни древних авторов, свободно дополняет их, насыщая народнопоэтическими речениями и образами. В баснях поэт заметны идеи дворянского либерализма. Он пишет, например, о лягушках, недовольных своим царем («Лягушки, просящие о царе», 1766). Поэт высмеивает подьячих, неразумных дворян и жадных господ («Вор», «Детина», «Конь», «Вор и подьячий», 1760, и др.). Басни Майкова растянуты и лишены выразительности. Несколько торжественных од, посланий и надписей Майков посвятил событиям русско-турецкой войны (1768 —74). Он воспевает Румянцева, Суворова, Голицына и др. полководцев, пишет о войне вообще и приносимых его разрушениях (ода «Война», 1772).
В 1766 поступил на службу по гражданскому ведомству, заняв должность товарища московского губернатора.
Поэт продолжает писать, пробует свои силы в басенном творчестве и выпускает в свет две книги своих «Нравоучительных басен» (1766—67).
В 1767 был привлечен к работе в Комиссии по составлению «Нового уложения». Он оставляет московскую службу и переезжает в Петербург, где, помимо служебных обязанностей, начинает работу над ироикомической поэмой «Елисей, или Раздраженный Вакх» (1771).
В 1770 был назначен прокурором Военной коллегии под начальством З. Г. Чернышева и в том же году вступил в члены Вольно-экономического общества.
В 1771 вышла ироикомическая поэма «Елисей, или Раздраженный Вакх». Жанр ироикомической поэмы входит в систему классицизма. Майков же делает попытки выйти из ее канонов. Создает новый принцип комизма ситуаций и положений, которые смешны сами по себе, независимо от их соотнесенности к жанру герои- ческой поэмы, выводит нового героя. Ямщика Елисея трудно отнести к разряду положительных или отрицательных героев: он комичен. Иное, чем у писателей классицизма, отношение Майкова В.И. и к бытовым деталям: они для него являются объектом самостоятельного изображения. В поэме дается верное изображение демократической среды, автор сочувствует, хотя и не глубоко, горестям своих героев. Поэма направлена против придворного поэта В. П. Петрова, в частности против его перевода «Энеиды» Вергилия. Язык «Елисея» представляет собой сплав разнородных элементов: разговорной речи, насыщенной фольклорными элементами, и «высокого» слога, насыщенного церковнославянизмами.
В 1772—73 Василий Иванович помещает в журнале Хераскова «Вечера», оду «Война», эклогу «Аркас», стихотворные переводы Овидия, переложения псалмов и др.
В начале 70-х гг. поэт вступает в масонскую ложу В. И. Лукина «Урания».
В 1775 становится провинциальным секретарем Великой провинциальной ложи, руководимой И. П. Елагиным. В том же 1775 уходит со службы и возвращается в Москву. Он сотрудничает в журнале Н. И. Новикова «Утренний свет», вступает в «Вольное российское собрание при Московском университете».
В 1777 в чине бригадира был принят на службу в Мастерскую и Оружейную контору.
Известны драматические произведения Майкова В.И.,—
трагедии «Агриопа» (1775),
«Фемист и Иеронима» (1775),
пастушеская драма «Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель» (1777), драма с музыкой «Пигмалион, или Сила любви» (1779).
Эти произведения, написанные в духе классицизма по образцу трагедий на исторические сюжеты Сумарокова, полны намеков на современные события.
В начале 1778 его вызвали в Петербург, чтобы предложить должность герольдмейстера — начальника конторы, ведавшей дворянскими кадрами. Майков согласился, вернулся в Москву для улаживания своих дел и — скоропостижно скончался.