Курочкин Николай Степанович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Курочкин Николай Степанович родился 2(14).VI.1830 г. в Петербурге в чиновничьей семье — поэт, старший брат В. С. Курочкина.
Творческий путь Николая Степановича был тесно связан с революционно-демократическим движением 60—70-х гг. XIX века.
С 1848 по 1854 он учился в Петербургской медико-хирургической академии. В студенческие годы посещал кружок петрашевца С. Ф. Дурова. По окончании академии находился на государственной службе, принимал участие в Крымской кампании, затем, будучи врачом Русского пароходного общества, посетил страны Западной Европы, Сирию, Египет.
В 1860 оставил медицину и стал одним из активных сотрудников «Искры». В эти годы Курочкин сближается с революционно-демократическими кругами. Он был членом общества «Земля и воля».
В 1862—63, находясь за границей, встречается с русскими эмигрантами; особенно близкие отношения у него установились с А. И. Герценом. Был арестован по делу Каракозова и в течение четырех месяцев находился под следствием в Петропавловской крепости.
К литературе Николай Степанович Курочкин обратился еще в гимназические и студенческие годы, и уже тогда появились в печати его первые произведения.
В 60-е гг. он публиковал в «Искре» многочисленные оригинальные и переводные стихотворения, публицистические статьи и фельетоны. Редактировал «Иллюстрацию» (1861—62), «Книжный вестник» (1865—67), «Невский сборник» (1867); публиковал свои произведения в «Веке», «Гудке», «Времени», «Деле», «Русском богатстве», «Слове» и других.
С 1868 в течение четырех лет заведовал библиографическим отделом «Отечественных записок». Последние годы жизни сотрудничал в журнале «Наблюдатель».
Поэзия Курочкина публицистична, злободневна и демократична. Ей свойственны гражданские мотивы
(«Дурные вести», 1862;
«Честным я прожил певцом», 1876).
В ряде стихотворений поэт говорит о необходимости социальных преобразований в России
(«Берлинские мелодии», 1862;
«Голос издалека», 1862).
Самобытны и убедительны его выступления против идейных противников революционно-демократической литературы и представителей «чистого искусства»
(«Послание к Н. Л. Гнуту», 1860;
«Худой мир лучше доброй ссоры», 1861).
В ярких сатирических стихотворениях поэт выразил критическое отношение к либеральной гласности, чиновникам-взяточникам и обывателям
(«Рифмованные протесты», 1860;
«Утешение в разлуке», 1862;
«Ископаемый человек», 1866;
«Улитка», 1866).
Значительное место в поэзии Николая Степановича занимают стихотворения, в которых показаны образы бедняков-тружеников («Настройщик», 1863), представителей демократически настроенной молодежи («Черти», 1863). В стихотворениях подобного рода поэт обыкновенно обращается к контрастным картинам.
Занимали Курочкина и вопросы женской эмансипации («Дева и жрецы», 1862). Николай Степанович откликался на зарубежные события. В цикле стихотворений «Парижские оды» (1863) поэт рассказал правду о полицейском режиме Наполеона III, а в стихотворении «Паровая гильотина» (1871) — о расправе над парижскими коммунарами.
В истории русской литературы Курочкин Николай Степанович остался как поэт «Искры», принадлежащий к школе Некрасова.
Умер 2(14).XII.1880 г. в Петербурге.