Куприн Александр Иванович

Дата публикации или обновления 25.12.2021
  • К оглавлению: Русские писатели

  •   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Я


    Куприн Александр Иванович родился 26.VIII (7.IX).1870 г. в городе Наровчат бывшей Пензенской губернии в семье небогатого чиновника — писатель.

    Когда Александру Ивановичу было три года, умер его отец. Мать, оставшись без средств, переехала с сыном в Москву.

    Уже в детстве Куприн узнал всю горечь бедности. Ему пришлось жить с матерью в общей палате Московского вдовьего дома, а затем, с 7-летнего возраста, в Александровском сиротском училище.

    В 1880 Александр Иванович поступает во 2-ю Московскую военную гимназию, вскоре преобразованную в Кадетский корпус. Юноша увлекается вольнолюбивыми стихами Пушкина, Лермонтова, Беранже и Гейне. Он жадно впитывает в себя то, что созвучно его инстинктивному стремлению к справедливости. Большое влияние на него оказала поездка летом 1886 к родителям товарища по корпусу А. Владимирова, они являлись родственниками Каракозова, стрелявшего в Александра II. Не будучи знакомым с программой «Народной воли», Куприн в стихах протестует против казни Александра Ульянова, пишет сатирическую оду по поводу слухов о назначении министром просвещения известного реакционера и мракобеса Каткова.

    После окончания юнкерского училища Александр Иванович короткое время прослужил подпоручиком в 46-м пехотном Днепровском полку. Он установил связи с журналом «Русское богатство», на страницах которого были напечатаны его повесть «Впотьмах» (1893) и ряд рассказов.

    В 1894 Куприн вышел в отставку. В поисках заработка он немало бродил по России, перепробовал много профессий: был грузчиком, управляющим имением, служил на заводе, изучал зубоврачебное дело, пел в хоре, работал землемером, актером провинциального театра.

    В 1894 Александр Иванович поселился в Киеве. Здесь он стал сотрудником газеты «Киевское слово», «Киевлянин» и «Жизнь и искусство», опубликовав ряд очерков и рассказов. Многие картины и зарисовки, данные в них, имеют острую социальную направленность

    «Дознание» (1894),

    «Прапорщик армейский» (1897),

    «Негласная ревизия» (1894)

    «Просительница» (1895).

    В рассказе «Олеся» (1898), проникнутом подлинным гуманизмом, Куприн воспевает людей, живущих среди природы, не тронутых стяжательством и растлевающей буржуазной цивилизацией.

    В 1896 вышел первый сборник очерков и фельетонов «Киевские типы»

    В 1897 книжка рассказов «Миниатюры». Яркий природный талант, большой запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение тогдашней действительности сказались уже в ранних произведениях Куприна. Писатель-реалист внимательно всматривался в жизнь и выделял в ней главные, существенные стороны.

    В 1896 вышло крупное произведение — «Молох» (1896), посвященное важнейшей теме капиталистического развития России. Правдиво и без прикрас писатель изобразил подлинный облик буржуазной цивилизации. Он обличал лицемерную мораль, продажность и фальшь в отношениях между людьми в капиталистическом обществе. В «Молохе» наметились мотивы, характерные для всего последующего творчества Куприна Образы гуманистов-правдоискателей пройдут длинной вереницей по многим его произведениям. Герои эти тоскуют по красоте жизни, отвергая современную им уродливую буржуазную действительность.

    Страницы, исполненные огромной разоблачающей силы, посвятил Александр Иванович описанию царской армии. Армия являлась оплотом самодержавия, против которого в те годы поднимались все прогрессивные силы русского общества. Вот почему произведения Куприна

    «Ночная смена» (1899),

    «Поход» (1901),

    «Поединок», опубликованный в самый разгар революционного движения 1905, получили большое общественное звучание. Царская армия, с ее бездарным, морально выродившимся командованием, встает со страниц «Поединка» во всем своем неприглядном облике. Перед читателем проходит целая галерея тупиц и выродков, лишенных всяких проблесков человечности. Им противостоит главный герой повести подпоручик Ромашов. Он всей душой протестует против этого кошмара, но не способен найти пути к его преодолению. Повесть «Поединок» была напечатана в сборнике «Знание» и посвящена Горькому.

    Непосредственным откликом на события русско-японской войны явился рассказ «Штабс-капитан Рыбников» (1906). Автор показывает отсутствие настоящего патриотизма в господствующих военных кругах, беспечность и слепоту армейских чиновников, среди которых ловко орудует японский шпион под маской русского штабс-капитана.

    В годы реакции творчество Куприна А. И. противостояло реакционной декадентской литературе. Поиски настоящего, душевно чистого и здорового человека — лейтмотив многих его повестей и рассказов. Простые люди, не отравленные буржуазной собственнической моралью, привлекают особое внимание писателя.

    В цикле очерков «Листригоны» писатель описывает жизнь и труд балаклавских рыбаков, которых он хорошо знал. Автор с любовью изображает мужественные, самоотверженные характеры людей, способных на риск и подвиг. Во многих произведениях Куприна прославляется чистая любовь, облагораживающая человека, возвышающая душу.

    В рассказе «Гранатовый браслет», Куприн, как и его герои, горячо влюблен в жизнь, и именно поэтому так беспощадно он обрушивается на все, что мешает «сделать жизнь изумительно прекрасной и удобной».

    В рассказах «Королевский парк», «Жидкое солнце» Александр Иванович выражает неверие в результаты «самоотверженной работы» людей на благо будущих поколений. Здесь писатель сбивается на ходячие, обывательские представления о социализме.

    В «Морской болезни» обывательские представления он перенес на деятелей революционной партии. Недаром этот рассказ вызвал резкую оценку Горького.

    В лучших произведениях Куприна А. И. выражен протест против царского произвола, насилия и погромов.

    В рассказе «Бред» писатель в резко обличительных тонах рисует образ карателя.

    В рассказе «Исполины» изображает черносотенца-педагога.

    В рассказе «Гамбринус» показывает всю мерзость и произвол царской власти после поражения революции 1905. В период расцвета мистики и пессимизма Куприн продолжал горячо верить в жизнь.

    В рассказе «Река жизни» герой выражает собственную мысль автора, восклицая: «Река жизни — как это громадно! Все она смоет рано или поздно, снесет все твердыни, сковавшие свободу духа. И где была раньше отмель пошлости — там сделается величайшая глубина героизма».

    Искусство в представлении Куприна — это одна из форм проявления красоты жизни. Александр Иванович провозглашает гимн красоте во всех ее формах в природе, в человеке, в творчестве. Этот гимн звучит как лейтмотив в его лучших произведениях предоктябрьского периода

    «Исполины»,

    «Свадьба»,

    «Анафема»,

    «Черная молния» и другие.

    Куприн превосходно знал русскую жизнь, внимательно изучал быт и нравы различных слоев общества. Художник исходил из жизненных впечатлений, изображая лишь то, что сам пережил или наблюдал. Но вместе с тем он не просто описывал жизненные явления, а раскрывал их сокровенный смысл. Он художник-психолог, всегда стремящийся найти скрытые пружины поступков и действий людей. Его почти не интересуют аномальные явления в психической жизни людей. Он, как правило, проявляет интерес к здоровой, нормальной психике, рисуя противоречивый процесс душевных переживаний человека. Художественные образы Куприна ярки и выразительны, потому что он раскрывает образ в драматическом действии и в диалоге, обнаруживая при этом большое мастерство в обрисовке портретов. Так же самостоятельны и верны картины природы, в описании которой он большой мастер. Куприн проявляет силу своего дарования в жанре короткой новеллы. В этом отношении он продолжает традиции Чехова. Язык Александра Ивановича всегда точен и ясен, в нем нет никаких условностей. В нем запечатлено богатство разговорной лексики людей различных социальных пластов. Писатель всегда соблюдает художественный такт, избегая этнографизма в языке даже в тех произведениях, которые отражают местный колорит юга России.

    В первые годы после Октября писатель принимал деятельное участие в культурной жизни молодого Советского государства. По инициативе Горького он был привлечен к работе издательства «Всемирная литература», для которого осуществил перевод трагедии Ф. Шиллера «Дон Карлос», читал лекции в школе журналистов. Александр Иванович выступил с предложением издавать газету для крестьян, о чем лично беседовал с В. И. Лениным. И вместе с тем отношение Куприна к революции оставалось двойственным. Его пугали суровые формы борьбы, ему казалось, что народ России еще не готов для революции. Приход войск Юденича в Гатчину решил судьбу слабохарактерного, мучимого противоречиями Куприна. Растерявшийся писатель покинул Гатчину, где он жил последние годы, вместе с отступавшими белогвардейцами. Некоторое время он находился в Эстонии и Финляндии, а в июне 1920 поселился в Париже, где и оставался до возвращения на родину. Отрыв от живой русской действительности, замкнутость в кругу эмигрантской интеллигенции пагубно сказались на писательской деятельности писателя.

    Художественные произведения Куприна А. И., написанные во время пребывания в эмиграции, и по содержанию, и по форме значительно уступают дооктябрьским произведениям. По его собственному признанию, ему «пришлось вкусить сверх меры от всех мерзостей, сплетен, грызни, притворства, подсиживания, подозрительности, мелкой мести, а главное, непроходимой глупости и скуки».

    Внимание Куприна- художника в эти годы обращено к прошлому родной страны, к лично пережитому, к тем событиям и явлениям жизни, очевидцем которых он некогда был. Однако все увеличивающаяся дистанция времени и слабеющая память не дают возможности с той же полнотой и выпуклостью изобразить русскую жизнь конца прошлого — начала нынешнего века, с какой он делал это раньше. Особенностью творческого процесса Куприна всегда была склонность к воспроизведению лично увиденного, пережитого и перечувствованного; произведения же эмигрантского периода отмечены узостью авторского горизонта, поверхностным восприятием жизненных явлений. В поле зрения писателя оказываются малозначительные эпизоды прошлого, описанные без критической остроты

    «Домик»,

    «Потерянное сердце»,

    «Удод»,

    «Бредень».

    Многое из того, что ранее изображалось Куприным критически, теперь окрашивается в розово-сентиментальные тона, ибо само это прошлое в представлении писателя выглядит идиллически. Эта идеализация прошлого сказалась и в повести «Юнкера» — наиболее значительном и интересном произведении Куприна А.И. эмигрантского периода.

    Отрыв от родной страны становился все более невыносимым для писателя, и в 1937 он вернулся на родину.

    Смерть не дала возможности писателю осуществить новые творческие замыслы.

    Умер 25.VIII.1938 г. в Москве.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос