Богданов Василий Иванович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Богданов Василий Иванович, поэт, родился 12(24) I.1837 г. в городе Лихвине Калужской губернии в семье священника.
Учился в Калужской гимназии, которую кончил в 1855.
В 1856 поступил в Московский университет на медицинский факультет, который кончил в 1861, получив «степень лекаря с отличием».
В 1862 переехал в Петербург; служил врачом по Морскому ведомству до 1885.
С 1863 становится сотрудником сатирического журнала «Искра» (печатается под псевдонимом «Озлобленный поэт», «Влас Точечкин» и др.).
В стихотворении «Беседа с музою» («Искра», 1863) Василий Иванович изложил свое credo. Он заявил, что муза его будет рассказывать о том, «как живет у нас в столице голь», и описывать те углы и грязные лачужки, «где всю жизнь одни лишенья жалких тружеников ждут». И действительно, в стихах Богданова 60-х гг. действуют бедняки, обитатели трущоб, разночинцы:
«Беседа с музою», 1863;
«Наш пролетарий», 1864;
«Портной», 1864, и другие.
В это же время Богданов. пишет сатирические стихи, в которых ополчается против лицемерия либералов
«Хамелеониада», 1865,
«Утопия», 1864;
«Посещение бедных», 1865, и другие, развенчивает сторонников «искусства для искусства» («Особе элегически-мирного настроения», 1865), слово поэта непримиримо к крепостникам, взяточникам и им подобным. В ранних произведениях:
«Постепенность»,
«Доходный дом»,
«Брак по страсти» и другие — Василий Иванович не выходит еще за рамки обычных либерально-«обличительных» произведений, но и тогда в таких стихотворениях, как:
«Беседа с музою»,
«Ливрея»,
«Песня мемфийских жрецов»,
«Проезжим» и другие, он поднимается до подлинной революционности.
Одно из его замечательных стихотворений, напечатанное в «Будильнике», — «Дубинушка» (1865) в переделке А. А. Ольхина стало популярной народной песней. В «Дубинушке» и «Песне доброго молодца» (1866) звучит пафос острого критического обличения тогдашней действительности.
С 1865 по 1867 Василий Иванович Богданов был в кругосветном путешествии на клипере «Изумруд» в должности врача. Там он создал «Путевые эскизы», в которых решительно осуждает европейцев-колонизаторов, эгоизм буржуазии, показывает бездушие и лицемерие церковников. После возвращения продолжает активно сотрудничать в «Искре», ведя в ней ответственный раздел «Политическое обозрение» («Заметки со всех концов света»). В своих обзорах иностранных дел Богданов бичует пороки общественно-политического строя бонапартистской Франции, королевской Испании, султанской Турции и других. Это был прием, которым пользовался поэт для критики русского самодержавия.
В заметках и стихах «Диалог Версальского и Парижского хоров» (1871), «Площадная панорама» (1871) и других Богданов клеймит «версальцев» и сочувствует Парижской коммуне. Знаменательно, что незадолго до смерти, в 1885, Богданову удалось с большим трудом напечатать в журнале «Суфлер» свой перевод знаменитой революционной песни «Марсельеза». Значительное место в литературной деятельности Василия Ивановича Богданова занимают картины тяжелой крестьянской жизни, он не признает реформу 1861, называя ее обманом.
В стихотворении «Сонная сила» (1866), «Знакомая картина» (1871) и других поэт обращается к теме народной революции. Эти произведения особенно созвучны по содержанию и стилю поэзии некрасовской школы. Основная идейная направленность творчества поэта — показ конфликта между угнетенными народными массами и их поработителями. Основной положительный герой произведений Богданова — народ. Народная масса у него — несокрушимая сила, создающая все ценности жизни («В портерной», «Дубинушка», «Сонная сила»), он верит в пробуждение народа для будущей великой борьбы с угнетателями («Песня доброго молодца», «Дойная корова», «Знакомая картина»).
Богданов Василий Иванович умер 5(17).VIII.1886 г.