Батеньков Гавриил Степанович
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я
Батеньков Гавриил Степанович, поэт-декабрист, родился 25.III (5.IV)1793 г. в г. Томске; умер 29.Х(10.XI).1863 г. в г. Калуге.
Детство и отрочество провел в Томске.
Участвовал в Отечественной войне, был ранен. Вошел в Северное общество. Служил инженером-путейцем.
Приговоренный к каторжным работам, двадцать лет находился в одиночном заключении, сначала в Свартгольмской крепости, потом в Секретном доме Алексеевского равелина Петропавловской крепости.
Перенес психическую болезнь.
После тюрьмы долгих десять лет жил на поселении в Томске, затем в Калуге и Белевском уезде Тульской губернии.
До ареста Гавриил Степанович писал шуточные стихотворения, хотя стиль легкой поэзии давался ему с большим трудом.
В Свартгольме он создал поэму «Одичалый» — трагическую исповедь заживо погребенного узника, теряющего все связи с миром. Отчаяние, в атмосфере которого был создан «Одичалый», еще более усилилось в Петропавловской крепости. Батеньков близок к помешательству, к самоубийству, каждую ночь ждет смерти, не надеясь дожить до утра. В одну из таких ночей он написал на стене своей камеры горькие стихи:
«И слез и радости свидетель,
Тяжелый камень на пути.
Мой гроб и колыбель, прости,
Я слышу скрип могильных петель».
Но Гавриил Степанович искал и нашел себе утешение — в творчестве. Преодолевая свой пессимизм, он создает «Тюремную песнь», в которой нет ни слова о тюрьме: это размышления узника, впервые познавшего восторг,— о мироздании, о человеке, об искусстве.
В некоторых стихотворениях тюрьма даже поэтизируется и приветствуется: «Темницы тишина святая сосредоточила мой дух».
Его душевная болезнь иногда принимала острые формы, что сказалось в «Писаниях сумасшедшего»: это своего рода тюремный дневник и одновременно философский трактат, фактически недоступный пониманию.
Вылечился поэт лишь на свободе. В Томске он пишет ряд стихотворений, посвященных родному городу, реке Томи, дружеские и любовные послания, стихотворные отклики на события Крымской войны. Много занимается переводами, иногда пишет мемуары.
В последние годы жизни, живя в Европейской России, Батеньков пишет мало. Последнее его стихотворение — «Давно полна сынов полезных» (1862) — не носит следов таланта, но в нем своеобразно варьируется древняя тема битвы орла со змеей.
Гавриил Степанович оставил неоконченную драму из времен Бориса Годунова, стихотворные переложения псалмов и молитв, заметки о литературе, в частности о «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, переводы научных трудов и свои собственные исследования в самых различных областях знания.
Батеньков— подлинный поэт-экспериментатор.
В «Одичалом» он виртуозно применяет внутренние рифмы.
В «Писаниях сумасшедшего» некоторые сбивчивые мысли излагает ритмической прозой, создавая иллюзию скороговорки юродивого, бормочущего заговор или заклинание; наброски-этюды на темы Крымской войны свидетельствуют о стремлении поэта писать не только «о войне», но и «писать войною. Хоры девушек в неоконченной драме — опыты фольклорной стилизации.
В «Тюремной песне» Батеньков средствами иносказания создает волнующий патетический пейзаж — с ковылем, с торжественным закатом поэт смело сочетает, а иногда и сталкивает разнородные стили: интонации романтической скорби с характерно классицистическими нотами восторга, пафоса; лексика молитв, торжественных покаяний перемешана с научными и даже техническими терминами. Хотя далеко не все рискованные опыты удавались поэту, все же экспериментаторство Батенькова никогда не выливалось в бездушную и искусственную изощренность, не ослабляло серьезности и трагизма лучших его произведений.